Билингвизм – это одновременное изучение двух языков. Причины двуязычия разные – миграция населения, межнациональные браки, более одного государственного языка в стране и т. д.
Билингвизм: "плюсы" и "минусы"
Может ли ребенок справиться с такой умственной нагрузкой, как двуязычие? С какими сложностями предстоит столкнуться родителям будущего билингва?
Среди специалистов разных сфер существует спор о пользе и вреде билингвистического воспитания. Противники считают, что изучение второго языка может мешать усвоению первого. Сторонники, наоборот, заявляют, что билингвизм благоприятно влияет на умственное и речевое развитие. В любом случае, делать какие-то выводы нужно, учитывая конкретную ситуацию. Задумываясь о плюсах и минусах раннего билингвизма, необходимо понимать разницу между развитием речи ребенка, изучающего один язык, и ребенка-билингва.
До определенного возраста дети говорят на свой лад, искажая и упрощая структуру слов. В этот период у ребенка-билингва происходит смешение языков, он еще не понимает разницу между ними, но начинает пользоваться словами, более удобными для произнесения. Предложение может начинаться на одном языке, а заканчиваться на другом.
В возрасте 3-3,5 лет ребенок начинает понимать разницу и прилагать усилия для произношения правильной фразы на одном языке. После 4 лет можно судить о доминировании какого-либо из языков, в зависимости от того, какой из них он слышит чаще.
Некоторые ученые считают, что одновременное изучение нескольких языков приводит к повышению интеллектуального уровня человека, способствует развитию его творческого мышления, помогает в успешном усвоении учебного материала. Почему же считается, что билингвизм может стать причиной логопедических проблем?
Причина скорее не в самом билингвизме, а в неправильном подходе к изучению нескольких языков. Пребывание в многоязычной среде бывает недостаточным для полноценного билингвистического воспитания, ведь язык может стать просто звуковым фоном. Положительного эффекта можно ждать только тогда, когда родители, принимая решение о двуязычном воспитании ребенка, прилагают массу усилий для усвоения двух языков на очень высоком уровне. Кроме того, психологическое отношение к дополнительной языковой нагрузке тоже напрямую зависит от семьи.
Необходимо учитывать, что интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, аутизм и т.п. препятствует успешному усвоению даже одного языка. В случае с билингвизмом введение второго языка только усугубит ситуацию.
Иностранный язык в школе
Приобщение детей к иностранному языку приобрело массовый характер. Почти во всех детских садах существуют языковые кружки, в программу начального образования уроки иностранного языка введены уже со 2 класса.
Изучение иностранного языка в дошкольных и школьных учреждениях преимущественно строится на знаниях родного языка и не является билингвизмом, так как в большинстве случаев ведет к усвоению второго языка на уровне «разговорный со словарем». Если у ребенка проблемы с родной речью: маленький словарный запас, путаница в определении слов, нарушения звукопроизношения,- учителя могут посоветовать сначала решить все эти проблемы, прежде чем приступать к изучению нового языка. Некоторые преподаватели могут предложить обучение иностранному языку с параллельной коррекционной работой.
Когда можно добавлять ребенку "второй язык"
Доречевой период считается самым продуктивным для успешного билингвистического воспитания. Вводить "второй язык" лучше всего до 10 месяцев, так как после этого возраста у ребенка появляется понятие «доминирующего» языка. Тем не менее, успешным может быть и поздний билингвизм, при условии создания правильной языковой среды, активного общения с носителем нового языка.
Говорить о возрастных рамках продуктивного изучения иностранного языка очень тяжело. Некоторые специалисты считают, что занятия лучше всего начинать тогда, когда ребенок хорошо говорит на родном языке, примерно с 5-6 лет. Ученые доказали, что примерно до 9 лет мозг ребенка впитывает информацию подобно губке. Позже способность к запоминанию снижается.
Обучение иностранному языку в 3-4 года чревато большой интеллектуальной перегрузкой, занятия с малышом необходимо проводить в игровой форме. Некоторые дети способны к изучению нового языка с пеленок, иные испытывают большие трудности и психологический дискомфорт на занятиях.
Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому ориентироваться нужно прежде всего на его готовность к занятиям, о которой можно судить, если: – ребенок обладает устойчивым вниманием, умеет слушать преподавателя; – он способен к быстрому переключению на новый вид деятельности; – у него хорошо развит навык самоконтроля, он может прилагать усилия принять и выучить новую информацию, даже если желания этого делать нет; – у него развита зрительная и слуховая память.
Иностранный язык: советы логопеда
К вопросу билингвизма нужно относиться ответственно, обдумывая принципы и методы двуязычного воспитания, стараясь общаться с ребенком на двух языках одинаково по объему и времени, формировать грамотную устную и письменную речь билингва.
Применение принципа, предложенного французским лингвистом М. Граммонтом «один родитель – один язык» (мама говорит на одном языке, а папа – на другом), дает положительные результаты. Дети имеют возможность в полном объеме одновременно изучать два языка и не смешивать их. Также в воспитании билингва можно пользоваться методом «одна ситуация – один язык». Родители договариваются, в каких местах они говорят на одном языке, в каких – на другом. Варианты могут быть разными – в пределах квартиры («языковые комнаты»), разделение понятий: улица – дом и т.п.
В своей практике я часто сталкиваюсь с детьми из семей иммигрантов, которые знакомятся с русским языком лишь в школе, а родители или плохо им владеют, или вовсе могут говорить только на родном языке. Из-за отсутствия помощи со стороны семьи у таких детей возникают логопедические проблемы: недостаточный словарный запас, непонимание и смешение эмоциональной окраски языков, проблемы с постановкой ударения, непонимание грамматических норм языка и т.п. Чтобы преодолеть подобные трудности, необходимо обеспечить большее время пребывания ребенка в детском коллективе для расширения языковой среды и обратиться за помощью к специалистам (учителям, логопедам, психологам).
Таким образом, хоть билингвизм и может оказаться сложной ситуацией для ребенка, но при правильном подходе родителей откроет ему большие перспективы, столь необходимые в нашем современном обществе.
Юлия СТЕПАНОВА,
логопед, психолог
Читайте также:
Трудности воспитания: если нельзя, но очень хочется...
Папа и малыш: роль отца в воспитании
Половое воспитание детей: родителям на заметку
2012-8-13 00:25 |