Первая роль
ЭЛИНА Быстрицкая родилась в 1928 году в Киеве в семье врача. Детство ее было безоблачным и счастливым, и, может быть, именно оно заложило в ее душу такой запас оптимизма и доброты, который помогает ей до сих пор. Она хорошо училась в школе, и в семье не сомневались, что она пойдет по стопам отца и станет врачом.
Но все планы спутала война. Семья эвакуировалась из Киева вместе с госпиталем, в котором работал отец. Тут было уже не до школы. Отец часто брал дочку с собой в госпиталь, где она делала перевязки, помогала раненым, которые не могли делать это сами, писать письма, успокаивала, как могла, и даже развлекала — пела популярные тогда песенки, танцевала, разыгрывала целые сценки. Тогда, наверное, где-то подспудно и проросла в ней любовь к театру. Пусть сценой ее были переполненные палаты госпиталя, а зрителями — раненые бойцы, все равно их благодарность и улыбки переполняли ее счастьем.
После войны родители Быстрицкой переехали в Вильнюс, а она поступила в Киевский институт театрального искусства. Конечно, отец мечтал, чтобы дочка пошла по его стопам и стала врачом, но отнесся к ее выбору с пониманием. Училась она с желанием, ведь сама учеба после тяжких лет войны уже была счастьем. Окончив институт, она отправилась в Вильнюс к родителям, где сыграла свои первые роли в Русском драматическом театре.
Там же, на одном из спектаклей, ее увидел знаменитый кинорежиссер Фридрих Эрмлер и тут же пригласил сняться в фильме «Неоконченная повесть». Фильмов тогда снимали немного, каждый был событием. Ее приметил режиссер Московского театра имени Пушкина Туманишвили и позвал в Москву.
Хочу быть Аксиньей!
ПОСЛЕ фестиваля французских фильмов в Москве во Францию поехала ответная делегация советских кинематографистов, в состав которой включили и Быстрицкую. Делегация была представительной — режиссер Сергей Герасимов, актрисы Тамара Макарова, Алла Ларионова и другие. Ларионова и рассказала Быстрицкой, что Герасимов готовится снимать грандиозную эпопею по «Тихому Дону». С этой минуты, вспоминает Быстрицкая, она только о том и думала, каким невообразимым счастьем было бы сыграть главную роль в этом фильме — Аксинью.
С детства обладавшая решительным характером, она пошла к режиссеру и прямо сказала, что мечтает о роли Аксиньи. Режиссер лишь улыбнулся ее напору и пообещал, что включит в кинопробы. Из тридцати актрис, которые участвовали в кинопробах на роль Аксиньи, Герасимов выбрал семь и показал их автору «Тихого Дона». Не думая ни минуты, Шолохов указал на фото Быстрицкой и сказал, что именно такой он и представлял свою героиню. Авторитет Михаила Шолохова был столь велик, что Герасимов не стал с ним спорить, тем более что Быстрицкая-Аксинья и ему нравилась. Начались съемки. В 1957 году вышли две серии эпопеи, на следующий год — еще две.
Сегодня нам трудно представить, что значило тогда для актера или актрисы сняться в главной роли в кино. Да еще в фильме, который мгновенно завоевал самую широкую популярность. Это была не просто мгновенная всенародная слава, не просто тюки писем от зрителей со всех концов страны, не просто невозможность выйти на улицу, чтобы тут же не оказаться окруженной поклонниками. Слава выносила актера на авансцену жизни. Быстрицкой предложили возглавить Федерацию художественной гимнастики. А случилось это так: старший тренер Валентина Батаен пригласила ее на встречу с гимнастками. Сама актриса увлекалась хореографией (готовясь к поступлению в театральный институт, она за полтора года прошла пять классов балетной школы), спортивной гимнастикой, прекрасно понимала, какой колоссальный труд вложен в изящные движения спортсменок. А вскоре Быстрицкой позвонили и сообщили, что ее избрали президентом Федерации художественной гимнастики. Она оставалась на этом посту много лет, внеся свою лепту в превращение этого вида спорта в олимпийский.
После роли Аксиньи актрису пригласили в Малый театр, где она играет и по сей день.
Не давайте себе слабины…
«ЕСЛИ я сегодня в хорошей физической форме, — говорит Элина Быстрицкая, — это главным образом потому, что я начала серьезно относиться к физкультуре, вопросам питания и личной гигиены почти полвека назад, точнее, с двадцати восьми лет. И заметьте, что в те времена не было никаких фитнес-клубов, тренажеров, никаких гербалайфов или тайских таблеток. Но уже тогда я поняла, что нельзя полагаться только на природу, что в огромной степени мы сами делаем себя.
Возможно, я в этом убедилась, глядя, как дисциплинируют себя балерины, гимнастки. Я не была ни балериной, ни гимнасткой, но понимала, что сцена и экран безжалостны к человеку. Все — от морщин до мешков под глазами, от лишних килограммов до сутулости — мешает профессии актрисы, мешает вообще любому человеку.
В этом, разумеется, нет никакого открытия. Все истины чрезвычайно просты. Может быть, это одна из причин, почему люди следуют им так неохотно. Вопрос лишь в том, чтобы иметь достаточно характера или силы воли, что, в сущности, одно и то же, чтобы обуздать свои привычки и инстинкты, заставить себя жить не так, как живется, а так, как ты хочешь жить. Для себя я делю всех людей на две категории: тех, кого всю жизнь несет течение, и тех, которые сами пролагают выбранный курс. Нечего и говорить, кто из них вызывает у меня большее уважение.
Наверное, мне повезло в том, что от природы я человек решительный, но уверяю вас, что волю можно и нужно тренировать постоянно. Так же, как мышцы. Стоит раз-другой дать себе слабину — и ты тут же будешь отброшена назад.
С тех пор, то есть без малого полвека, я каждый день дома занимаюсь физическими упражнениями. Раньше по 2 часа в день, сейчас по часу. Никаких тренажеров у меня нет и никаких особых упражнений тоже. Только те, что знают все. Единственное, что мне нужно, — это пол и коврик. Согласитесь, это есть у всех, было бы желание не распускать себя. Главное — давать себе нагрузку каждый день, регулярно.
Здоровье — не в модных теориях
Я ПРОЧЛА множество книг о рациональном питании. Тогда многие увлекались Брэггом и Шелтоном, штудировала их и я, посещала занятия, которые проводила доктор Шаталова. Но постепенно пришла к выводу, что всяческие модные теории о раздельном питании и тому подобном — далеко не самое главное. Главное — это постоянное ограничение себя в еде: ничего жирного, ничего жареного, ничего соленого и острого (разве что иногда немножко селедки). Чуть-чуть алкоголя я себе разрешаю, но изредка. Организму нужен кальций, поэтому я постоянно включаю в свой рацион творог, но без сметаны.
Мое обычное дневное меню: утром сок, который я сама выжимаю из моркови, яблок и свеклы. Из оставшегося жмыха варю суп, добавляя в него одну-две картофелины. Последние годы я не ем ни мяса, ни рыбы и предпочитаю курицу. Так что ни один из читателей не пожмет плечами: мне такая диета не по карману. По карману, по карману, поверьте мне, вы не только будете чувствовать себя моложе, но и сэкономите на питании.
Голода я не испытываю, организм давно привык к такому питанию, и чувствую себя прекрасно. Я вообще против изнурения себя голодом. Ничего хорошего, кроме развития злобного характера, из этого не получится. Главное, повторяю, — разумное ограничение в еде. Человечество существует миллионы лет, и уверяю вас: большую часть этого времени люди испытывали чувство голода. Вполне можно сказать, что генетически мы запрограммированы на ограничение в еде.
Мне, во всяком случае, моя диета идет на пользу. Я играю 5–7 раз в месяц, снимаюсь в кино, занимаюсь общественной деятельностью, но даже к вечеру не чувствую себя выжатой тряпкой.
Трудно? Конечно, особенно вначале. Но кто сказал, что можно в чем-то добиться каких-то серьезных результатов, не приложив большого труда?
Жизнь — это работа
ЧТОБЫ память не ослабевала (а для артиста хорошая память жизненно необходима), я ее постоянно тренирую. Самый простой способ — ежедневно заучивать несколько поэтических строк. Станьте перед зеркалом, выпрямитесь и с выражением и чувством прочтите, например, «Я помню чудное мгновенье…». Уверяю, от одного этого у вас улучшится настроение. Добавляйте каждый день по строчке-две, и вы увидите, как постепенно память ваша будет крепнуть.
Чрезвычайно важно сохранить интерес к жизни. Стоит уйти в свои болезни, как в раковину, и годы тут же навалятся всей своей тяжестью, а то и просто раздавят. Конечно, легче всего сказать: плюнь на болезни… Увы, мало кого из нас они минуют, особенно с годами. Я имею в виду общий положительный настрой. Ведь каждый день, когда ты видишь небо, людей, когда ты в состоянии прочесть хорошую книжку, — это уже ни с чем не сравнимое счастье.
Для меня на первом месте работа, то есть театр и кино, а также преподавание в Щепкинском училище. Лет десять назад я увидела своими глазами, как студенты падают в голодные обмороки. И тут же сказала себе, что костьми лягу, но постараюсь помочь ребятам. Я решила создать специальный благотворительный фонд, обратилась к Ельцину, меня поддержал Лужков. Вскоре фонд заработал, и нам удалось добиться увеличения стипендий для наших студентов, и сегодня вместе с тем, что они подрабатывают в театре, они хоть не голодают. Если уж чем-нибудь я могу гордиться в этой жизни, так это созданием этого благотворительного фонда. Вообще я уверена, что каждое доброе дело, мало оно или велико, где-то нам засчитывается.
Десять лет назад я загорелась идеей создания Женского центра, где женщины не только могли бы получить знания по интересующим их вопросам, овладеть культурой быта, но и общаться, что в высшей степени важно в любом возрасте, а особенно в зрелом и особенно для женщин. Если у мужчин, на худой конец, есть домино во дворе и бутылка на троих, то у женщин и того нет, а самое страшное и давящее — это безысходное одиночество, недостаток общения. К сожалению, здание до сих пор строится, но я не теряю надежды, что оно все-таки не превратится в вечный долгострой.
Будьте добрее, и все получится
ОЧЕНЬ рано, с самого детства, я поняла, что к людям нужно относиться с добром. Вместе с тем я человек прямой, а в театральной среде, чего греха таить, часто встречаются фальшивые улыбки и злобное шипение за спиной. Если шутка о том, что театр — это террариум единомышленников, и преувеличение, то изрядная доля правды в ней все же есть. Поэтому-то я сделала своим неукоснительным правилом не вступать ни в какие выяснения отношений и вообще не замечать людской злобы и зависти. Это нелегко. Не носить же шоры на глазах и не затыкать себе уши затычками. Но можно и, с моей точки зрения, необходимо в любом коллективе, особенно творческом. Во всяком случае, я этому неуклонно следую. И уж подавно важно не устраивать скандалов. Мало того что ничего ими не добьешься, так еще сама быстро превратишься в злобную каргу, потому что возраст — это не только счетчик неумолимого времени, это еще и производное нашего характера.
И вместе с тем человеку необходимо тепло. У меня есть близкие подруги, которые всегда готовы прийти мне на помощь, как и я им. У них даже есть ключи от моей квартиры.
А еще я очень дружу со своей собачкой Фифой — очаровательным пекинесом. Я неслучайно употребила слово «дружу», потому что она — на редкость умное и теплое существо, и мне даже кажется, что она знает и понимает меня лучше, чем кто бы то ни было.
Я стараюсь всегда смотреть на жизнь позитивно. В конце концов, все неприятности рано или поздно проходят, но если концентрироваться на них, они быстро отравляют человека и подтачивают его силы.
Конечно, иногда задумываешься и о возрасте, и о том, что ждет впереди. Но я никогда ни о чем не жалею. Да, не сыграно много ролей, о которых мечтала, не все в жизни сложилось так, как хотелось бы, но кто давал мне гарантию, что все в моей жизни всегда будет идеально? Где есть такое страховое общество? Да и вообще, много ли на свете таких счастливчиков, у которых все всегда получалось?
Я никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, снималась в фильме «Русский сувенир», где играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился.
А я к своему возрасту отношусь философски и никогда не стремлюсь молодиться. Конечно, это удается не всегда, но нужно стараться ценить то, что имеешь, даже свои годы…»
Источник: aif.ru
nebolei.ru »2011-4-8 12:50 |