Скоро он отметит свое сорокалетие и выпустит новый спектакль “Последний Дон Жуан” в театре Киноактера с собой в главной роли...
МНОГОЛЕТНЕЕ НАКАЗАНИЕ
“Меня Радзинский спросил: как ты думаешь, какое самое страшное для Дон Жуана наказание? — рассказывает Михаил. — И сам ответил — старость. Ничего страшнее нет! Дон Жуан появляется в Москве в 37 и катастрофически стареет на глазах. Этот же вопрос встает и передо мной. Говорят, что старость — синоним мудрости, но я пока не мудрец. Ну не дурак, но до мудрости еще далеко. Не хочу я стареть! Посмотрите, что происходит с артистами и артистками, как они отчаянно сражаются с возрастом с помощью пластических операций… Жуть! Никто особо философски не подходит.
В этот момент перед Михаилом внезапно возник его четырнадцатилетний сын. Папа мгновенно скомандовал: “Дай попить! Бегом — все бегом делай!”
— Ты так и живешь, бегом?
— Да нет, но скоро премьера — времени мало, нужно сконцентрироваться в “энергетический пупок”, собраться. Я люблю это состояние. А вот отдыхать не умею и не люблю. Больше четырех-пяти дней на пляже лежать не могу — у меня начинают чесаться организм и душа. Но иногда я могу полениться — “залипнуть” на диване и смотреть телевизор.
— То есть времени хватает?..
— Нет, конечно. Но что делать, если я купил себе DVD, и теперь меня “вставляет” так, что невозможно оторваться. Иногда люблю посидеть в Сети — это ужасная зараза, высасывает энергию, как пылесос, как черная дыра. Люблю болтать в иностранных чатах. Меня прикалывает то, что можно одновременно разговаривать с людьми, например, из Японии и из Канады... Там можно мистифицировать: стать кем угодно — юной девой или старым дедом — дурацкое, конечно, занятие — никому не советую, но зато я знаю теперь, как сделать виртуальный театр. Я знаю весь процесс создания спектакля — от зарождения идеи до финальной точки.
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК...
— А какая часть работы тебе нравится в процессе создания спектакля больше всего?
— Репетиции. Это меня сильно “вставляет”. Как будто бы что-то накачивает. Я не могу оформить это в слова — это в ощущениях. Буквально биологически организм начинает трепетать. Я не знаю, что происходит. Мне кажется, что все люди, которые занимаются творчеством, — некие проводники. Сам человек — ничто: две руки, две ноги, голова, да жопа.
— Ты говоришь о профессии режиссера или актера?
— А здесь все одинаково. Принцип проводника один и тот же во всех областях творчества. Человек просто улавливает: кому-то сильнее дано это услышать, кому-то слабее. При этом организм должен быть подготовлен — он должен владеть техникой своей профессии, ремеслом, чтобы было, чем проводить. Однажды я играл в спектакле “Черта” и, вылезая из декорации, ударил себе коленкой по губе, а это очень болезненное место. Тут же хлынула кровь, весь рот был в крови… А мне выходить к зрителю... Хорошо, что ребята заметили и успели мне подать платок.
Но я испугался в тот момент не за себя, а того, что будут кровавые пятна на моей белой декорации. Когда этого не случилось, я уже как актер сумел взять себя в руки и мобилизоваться.
— Физически ты готовишь себя к работе?
— Сейчас уже нет. Я уже знаю, как включать это дело — и оно само работает. То есть я не тренируюсь, творческую зарядку не делаю. Но делаю дыхательные упражнения, разрабатываю губы — есть такие наши всякие маленькие хитрости… Это также помогает и в кино.
КОМФОРТ И БАТЮШКА
— Театр — это моя страсть. Как любовь. Но не только любовь мужчины к женщине, а любовь как мировоззрение. Дон Жуан появляется в нашей сегодняшней Москве. Он такой же, как и во все времена, но всегда появляется под разными именами. Дон Жуан, Парис, Казанова, Овидий — все эти великие герои-любовники, по сути, один и тот же человек — он просто перевоплощается и переходит из одной эпохи в другую. С ним всегда происходит одна и та же история.
— С тобой тоже происходит нечто подобное?
— Сейчас я нахожусь в состоянии душевного комфорта. У меня есть любимая женщина. Сыну — скоро 15, дочери — 17, она уже стала студенткой — поступила во МХАТ на постановочный факультет. Надеюсь, будет сценографом и художником-постановщиком. Более-менее устаканилась жизнь. Что касается прошлого... Иногда было тяжело. Я очень восприимчивый, чувственный человек, и мне всегда тяжело подобное дается…
— Что тебе помогло?
— Самоуговаривание и к батюшке хожу. Когда я был молодым артистом — очень переживал на съемках. И вся энергия уходила в это раздражение. Однажды я этим поделился с моим учителем — Арменом Джигарханяном. А он взял меня за руку и сказал мудрую вещь — вот есть у тебя 10 минут или больше — и ты спи! Вот и сохранишь энергию.
Кстати, шел я однажды по “Мосфильму” в свой павильон и вижу кто-то лежит на досках, подошел ближе — Табаков! Спит! Теперь я тоже сплю — организм сам подстраивается: есть время, сижу на стуле и “втыкаю”. И таким образом сохраняю энергию. Всем артистам предлагаю взять на вооружение.
УТРЕННИЕ ПОКЛОНЫ
— А что еще ты делаешь для здоровья? Спортом увлекаешься?
— Спорт я ненавижу. С четырнадцати лет. Тогда я занимался боксом. И однажды получил очень сильную травму. Даже не хочется вспоминать. После этого я не могу позволить себе серьезных занятий спортом. А еще меня пугают массовые скопления людей — я не понимаю, зачем нужно бить друг друга по мордам... Какая разница, за кого ты болеешь — за “Спартак” или за “Динамо”? Все это рождает агрессию. Бокс — это жесткий спорт. Хотя у меня есть замечательные друзья — профессиональные боксеры, борцы.
А для поддержания здорового образа жизни предпочитаю пить витамины. Мне один врач рекомендовал — и сейчас в период сильных психологических и физических нагрузок я исправно пью большие красные импортные витамины… Еще я делаю особую зарядку! Я не могу приседать или наклоняться просто так... Вечером я расставляю посуду в посудомоечную машину, а утром нагибаюсь и расставляю тарелки. Вот моя зарядка — чтобы было и полезно, и практично!..
В этот момент к Михаилу опять подскочил сын с животрепещущим вопросом: “Пап! Как ты смотришь на то, чтобы я язык проколол?”. На лице папы отразились одновременно необыкновенная нежность и праведный гнев.
— Нет! Я считаю, это глупость!
— Ну, пожалуйста, пап! Там разрешение нужно от родителей…
— Если нужно разрешение, то я его не даю. Какой смысл, скажи мне?
— Это клево.
— Что клево?
— Мне неудобно с тобой на эту тему разговаривать...
— Ага... Да, может быть, это хорошо для сексуальных фантазий, но ведь…
— А я “пятерку” сегодня получил, могу показать. Мировые художественные культуры — единственный человек в классе.
— Это круто, ладно...
Источник: МК-Здоровье
nebolei.ru »2011-4-8 14:12 |