Благодаря вечно любимому Маршаку мы с детства усвоили, что быть рассеянным - значит быть нелепым и смешным в глазах окружающих, постоянно попадать в какие-то дурацкие ситуации. По себе помню: отводят тебя в детский сад в шарфике, после прогулки вроде в шкафчик его уберешь, вечером домой собираешься, а шарфика-то нет! И ведь никто не украл, точно! “Где посеяла?” - вопрошает строго мама. Что тут ответишь? Ведь в шесть лет ты не знаешь умных слов про то, что у детей импринтное (от английского imprint - отпечаток) сознание, что они познают мир, запечатлевая его целостными картинами, а уследить за передвижениями такой мелкой детали, как шарфик, они просто не в состоянии.
Конечно, моя мама и сейчас не согласится с современными психологами, которые считают, что до 7-8 лет периодическая потеря ребенком каких-то малозначащих предметом не может быть поводом для серьезного беспокойства. Для моей мамы каждая бесследно исчезнувшая детская варежка была ударом по ее родительскому самолюбию. После того как я умудрилась потерять еще и колготки, в ход пошла педагогическая артиллерия: срочно вызванной на подмогу бабушке-учительнице было поручено заниматься со мной специальными упражнениями на развитие внимания. Под ее руководством я запоминала ряды цифр и слов и находила отличия в похожих рисунках.
Мне страшно нравились эти занятия - это было куда интереснее, чем отвечать на бесконечное мамино “где варежки, где варежки?”. Врач-психотерапевт Ольга Веселаго, которой я рассказала эту историю, предположила, что, теряя вещи, я подсознательно стремилась привлечь к себе повышенное внимание старших. Мне, конечно, не очень по душе эта трактовка событий (кому приятно осознавать себя манипулятором?), но один очевидный факт я обязана признать: став старше, я научилась-таки держать в поле зрения столь ненавистные мне раньше мелкие предметы, и они перестали исчезать бесследно.
Дмитрий Шевченко, руководитель психотерапевтического отдела Института психотерапии и клинической психологии, полагает, что если ребенок старше 7-8 лет регулярно теряет одни и те же значимые предметы, то его родители могли бы задаться вопросом, зачем он это делает. Если у школьника, который самостоятельно возвращается после занятий домой, из раза в раз куда-то исчезает ключ от квартиры, то стоит задуматься: что означает для ребенка этот ключ? Возможно, это гиперответственность, с которой связано открывание и закрывание дверей. Ребенку пока еще не по силам такие взрослые обязанности, и он бессознательно пытается избавиться от тяготящего его предмета.
Ну ладно - дети. А почему же взрослые люди так часто ведут себя как настоящие Маши-растеряши? Вот, например, недавно видела в большом магазине солидного мужчину: на нем буквально лица не было, когда он подошел к охраннику забирать свою барсетку, оставленную, видимо, где-то среди многочисленных отделов. В сумочке из дорогой кожи был полный набор джентльмена: ключи от дома и автомобиля, документы, паспорт, внушительная пачка денег. Я с плохо скрываемым изумлением смотрела на этого успешного, казалось бы, господина: почему же он сам, пока не услышал свою фамилию, объявленную на весь магазин по громкой связи, не обнаружил потерю?
“Есть масса причин, которые приводят людей к рассеянности и забывчивости, - говорит Дмитрий Шевченко. - Я бы условно разделил их на две основные группы: первая связана с механизмом вытеснения, вторая - с механизмом исключения. Человек вытесняет из своего жизненного поля те предметы, которые его напрягают, неинтересны или с ними связаны неприятные переживания. Например, теряет перчатки, которые ему не так уж и были нужны. Или забывает документы, связанные с ненавистным для него финансовым балансом. Механизм исключения включается в тех случаях, когда у человека есть в поле зрения доминанта и он на ней сконцентрирован, а все остальное становится не важным. Это объясняет многочисленные потери в магазинах, когда человек видит, допустим, шкаф, который ему нравится, и забывает обо всем на свете. Это нормальная защитная реакция: из оперативной памяти выбрасывается то, что неактуально в данный момент”.
Да уж, все мы не Юлии Цезари. Помню одну свою однокурсницу, которая теряла кошельки с постоянством, достойным лучшего применения. Особенно часто с ней это случалось в студенческой столовой, где нужно было ставить поднос с грязной посудой на специальную конвейерную ленту. Сколько раз вместе с тарелками на подносе уезжал и кошелек с остатками наличности! Возможно, в тот момент все ее внимание было сконцентрировано на чувстве сытости, которое наконец-то достигло ее желудка. А, может, ей была неприятна мысль, что она обедает на деньги, присланные ей родителями?
В подобном психоанализе самое главное - не переусердствовать. Но сам подход, когда забывание рассматривается не как патология, с которой нужно бороться, а как инструмент осознания себя, мне лично очень симпатичен. Здесь я с Дмитрием Шевченко согласна: если человек теряет или забывает какие-то значимые вещи, то этими потерями его подсознание хочет ему что-то сообщить. Если он услышит и расшифрует эти сообщения, то сможет скорректировать свою жизнь. Например, забывает часы - надо подумать, нет ли у него проблем со временем; теряет обручальное кольцо (не приведи бог!) - возможно, у него проблемы с браком; оставляет где-то подарок подруги - значит, не так уж ему эта подруга и дорога.
А если ваша рассеянность не простирается на какие-то действительно значимые вещи и касается в основном бытовой мелочевки? Жаль, если с вами в детстве не занималась умная бабушка. Во взрослом возрасте тренировать память значительно сложнее. Даже если вы как семечки щелкаете сканворды, механически выуживая из своей головы определенный набор слов, то это не значит, что вы всегда будете помнить, в какой шкаф убрали шапку в конце зимы. Людям, которые хронически плохо ориентируются в мире вещей, можно дать нехитрые советы.
Если рассеянность в основном проявляется за пределами вашего дома, то постарайтесь перед выходом на улицу составить подробный список того, что вам предстоит сделать и какие предметы для этого потребуются. Кому-то будет достаточно набросать этот конспект в голове, а кому-то лучше сделать это письменно. Возможно, тот, кто привык воспринимать информацию на слух, наговорит с вечера себе такую памятку на магнитофон, а утром еще раз ее прослушает.
Если вы выходите из кино, кафе, гостей или из магазина, обязательно проверьте, остался ли прежним набор ваших вещей. Особенно сложно уследить за тем, что вы берете с собой не каждый день - например, зонтик или дополнительный (помимо сумки) пакет. Бывает, что нелегко справляться с перчатками: почему-то одна всегда норовит ускользнуть. А кто-то за лето теряет сразу несколько солнцезащитных очков! Зная за собой такую особенность, рискните купить эти предметы не по обычной, а по совершенно баснословной для вас цене - возможно, это повысит ответственность за сохранность покупки.
Если вы не можете уследить за передвижением своих вещей по квартире, то попробуйте организовать некое подобие библиотечного каталога: приклеивайте яркую бумажку с перечнем содержимого на всевозможные коробки, пакеты, ящики, полки. Такой подход особенно хорош для людей с развитым рациональным мышлением. А тем, кто привык мыслить образами, придется сортировать вещи на основе той или иной ассоциативной связи. Например, положить в один шкаф все, что потребуется зимой, а в другой - на каждую полку вещи определенного цвета (соответствующий ярлычок на дверце тоже не помешает).
Если ваши близкие страдают повышенной рассеянностью, не проявляйте особо гневную реакцию. Наоборот, подумайте, как им помочь. Человеку, который вечно забывает мобильный телефон, подарите сумку со специальным кармашком, а тем, кто постоянно теряет ручки, купите такую, которую можно носить на шее. Но не старайтесь проявлять гиперопеку: она еще больше расслабляет растеряшу.
Конечно, оставить где-то паспорт - происшествие не из приятных. А потерять важные деловые бумаги - и того хуже. Но это вовсе не повод выбрасываться из окна! Наоборот, есть уникальная возможность начать жизнь (или даже бизнес) с чистого листа. Психологи утверждают, что особого сочувствия заслуживают люди, которые никогда ничего не теряют: они живут в состоянии постоянной тревоги и напряжения, на них давит груз страха и внешних запретов, а радость творчества им вовсе неведома. Так, может, лучше в Бологое? Где тут моя сковородка?
Источник: журнал "Ах..." nebolei.ru »2011-4-8 12:29 |