Современные мамы все чаще слышат от специалистов о пользе проведения с малышом пальчиковой гимнастики. Действительно ли так эффективны подобные занятия? Для чего и каким образом необходимо развивать мелкую моторику? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете прочитать в данной статье.
Когда ребенок совсем еще маленький, развивать мелкую моторику можно с помощью ежедневного массажа рук. В Японии считается, что при помощи стимуляции определенных точек можно воздействовать на многие органы, в частности, растирание большого пальца активизирует работу головного мозга. В соответствии с китайским учением для активизации кровообращения и проходимости кровеносных сосудов необходимо ежедневное сухое умывание рук.
Отечественные физиологи утверждают о связи движения пальцев с работой мозга и речи. В результате обследования большого количества детей исследователи пришли к выводу, что развитие мелкой моторики благоприятно влияет на состояние высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и помогает преодолевать многие речевые проблемы.
Массаж рук для детей: техника
Массаж необходимо проводить чистыми теплыми руками, часы и кольца следует снять. Длительность первых сеансов не должна превышать 2-3 минут, а последующих – 5-10 минут. Плохое самочувствие ребенка является противопоказанием. Для малышей первых трех месяцев массаж проводится только с помощью мягкого растирания и легкого поглаживания, так как другие приемы могут усилить имеющийся в этом возрасте гипертонус мышц и вызвать болевые ощущения. Для детей старше трех месяцев в занятия включают массаж в виде растирания, разминания и похлопывания. Все движения совершаются по направлению тока лимфы – от кончиков пальцев к плечу.
1. Массаж ладоней. Легкие поглаживания по часовой стрелке по ладони, где, как считается, находится точка развития речи. Можно проводить уже с двух недель жизни ребенка.
2. Массаж пальцев. Поглаживающий массаж каждого пальца. Также подходит для совсем маленьких детей.
3. Массаж на расслабление кисти. Проводится с 1 месяца при помощи специальных сенсорных мешочков, сшитых из фактурного материала ( бархата, шелка ), внутри которых находится рис, горох, фасоль и т.п. Ребенок сжимает и разжимает вложенные в кисть мешочки.
4. Массаж рук. Можно также проводить с помощью сенсорных мешочков поглаживающими движениями по внутренней и наружной поверхности рук от кисти к плечу.
5. Массаж пальцев. Проводится ближе к трем месяцам. Представляет собой сгибание и разгибание каждого пальчика с сопротивлением, массаж кончиков пальцев и всех пальцев с переходом на ладонь до локтя. С 6 месяцев родители ежедневно по 2-3 минуты активно разминают и растирают ребенку фаланги пальцев.
Игры для развитие мелкой моторики
С 10 месяцев в занятия по развитию мелкой моторики кроме массажа рук включается активная пальчиковая гимнастика:
- Перебирание пальцами мелких предметов – деревянных бусин, счетных палочек, пуговиц.
- Конструирование. Складывание пирамидок и кубиков.
Начиная с полутора лет малышам нравятся следующие упражнения:
- завязывание и развязывание шнуровок,
- застегивание и расстегивание молний и пуговиц,
- завинчивание – развинчивание крышек баночек,
- открывание и закрывание коробочек.
Пальчиковые игры-потешки
Особым успехом среди детей пользуются пальчиковые игры-потешки. Малыши повторяют движения за взрослыми, а в более старшем возрасте сами с выражением произносят текст. Упражнения отрабатываются каждой рукой по отдельности, затем обеими, постепенно увеличивая темп. В результате ежедневных систематических занятий развивается понимание пространственных отношений: лево-право, верх-низ. Движения пальцев становятся более точными и целенаправленными.
Тексты для игр подбираются в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Малыши помладше приходят в восторг от популярных игр «Сорока-ворона» и «Идет коза рогатая», детям постарше будут интересны более сложные задания:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора! (Загибаем пальцы то на правой, то на левой руке).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные. (Зажимаем пальчики, крепко сжимаем кулак).
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела. (Большим и указательным пальцами изобразить очки).
Профилактика речевых нарушений: пальчиковый театр
Пальчиковый театр является одним из интереснейших методов всестороннего развития ребенка, в том числе и речевого. Родители имеют возможность подобрать сюжеты различной сложности от простейшей сказки до замысловатой притчи, что делает пальчиковый театр увлекательным занятием для детей широкого возрастного диапазона.
Перед началом игры взрослый с выражением читает сказку, показывает иллюстрации с героями, отвечает на все интересующие ребенка вопросы. После подробного обсуждения сюжета родители могут приступить к работе с персонажами. Если ребенок еще маленький, то можно использовать покупные пальчиковые куклы. Детям постарше будет интересно сделать игрушки своими руками. Они могут быть связаны, сшиты, сделаны из бумаги, картона или соленого текста. Изготовление пальчиковых игрушек оказывает положительное влияние на умственное развитие ребенка, стимулирует его творческое мышление, совершенствует координацию и целенаправленность движений.
Дидактические игры
На своих занятиях я часто использую дидактические игры, способствующие развитию моторики рук. Такие, как:
1. «Волшебный мешочек». Ребенок должен назвать нащупанные в мешочке предметы – игрушки разной фактуры или геометрические фигуры. В покупном варианте этой игры фигурки продублированы. Можно попросить ребенка вытащить из мешочка определенный предмет, такой же, какой находится на столе.
2. «Математический планшет». Игра представляет собой игровое поле с кнопками. С помощью резинок ребенку необходимо рисовать геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры и т.д.
3. «Сухой пальчиковый бассейн». На 2-3 минуты ребенок поочередно погружает руки в контейнеры, наполненные различными наполнителями: дизайнерскими стеклянными камушками, фасолью, крупой, песком и совершает заданные взрослым действия:
- сжимает и разжимает пальцы,
- растопыривает пальцы,
- сжимает пальцы в кулаки и напрягает их, а затем разжимает кулак и расслабляет руку,
- рисует заданные фигуры.
Игровых упражнений для тренировки пальцев огромное множество. Подбирая своему ребенку то или иною задание, нужно следовать некоторым педагогическим принципам: - занятия должны доставлять детям удовольствие и не утомлять, проводиться при хорошем их самочувствии,
- материал должен постепенно усложняться,
- необходимо учитывать высокую степень утомляемости и неустойчивость внимания маленьких детей и в обязательном порядке проводить физкультминутки,
- занятия над развитием мелкой моторики должны носить регулярный характер.
Юлия СТЕПАНОВА,
логопед, психолог
Читайте также:
Наказание детей: можно ли избежать?
Как разговорить ребенка: развивающие игры
Вестибулярный аппарат у детей
2012-10-31 11:10 |