Руководитель Психологического центра на Волхонке Анна Карташова расскажет, что для этого надо делать.
Все — пополам!
Вера и Сергей — успешная молодая пара. К 26 годам оба успели сделать неплохую карьеру: она — юрист, он — бухгалтер. До недавнего времени супруги имели примерно равные доходы и все расходы — на оплату квартиры, отдых, питание — делили пополам. А то, что оставалось, каждый тратил по своему усмотрению. И все у них было хорошо до того момента, пока… Вера не ушла в декрет и не лишилась привычного заработка. После рождения ребенка расходы на питание и хозяйство Сергей взял на себя, а вот остальными средствами молодой папа распоряжался по привычной схеме, то есть все оставлял себе. «Конечно, — говорит Сергей, — если жена попросит купить ей какую-то вещь и я сочту эту покупку действительно необходимой, денег я дам. Но отдавать жене всю зарплату мне бы не хотелось». А вот Вера возмущена и растеряна: «Никак не ожидала, что попаду в такую унизительную ситуацию. Порой в моем кармане нет ни гроша и приходится выпрашивать на каждую мелочь. Чувствую, что зреет скандал…»
Комментарий психолога
«Раздельный» бюджет обычно выбирают партнеры, которые воспринимают брак не как сотрудничество, а как соперничество. И если о распределении текущих расходов супругам удается договориться, то в кризисной ситуации, когда материальное положение одного из них меняется, неизбежно возникают конфликты - как это случилось в семье Веры и Сергея. Конечно, им надо серьезно поговорить друг с другом, а поскольку в данном случае пострадавшая сторона - Вера, то инициатором разговора имеет смысл выступить именно ей. Вере стоит объяснить мужу, что она родила их общего (!) ребенка, а уйти с работы и сидеть с малышом пришлось ей одной. Поэтому Сергей должен не только выделять жене средства на ведение хозяйства, но и оплачивать ее труд по воспитанию наследника. Возможно, это прозвучит цинично, но зато на доступном и понятном для супруга языке. Желательно сразу же обсудить и сумму ежемесячного пособия для Веры, которая устраивала бы обоих партнеров.
Обратная сторона медали
Олег старше Вики на 10 лет, они вместе уже четыре года и живут душа в душу. Правда, когда разговор заходит о деньгах, Вика отводит глаза и начинается злиться: «Олег - замечательный муж, надежный, сильный, заботливый. На него во всем можно положиться: он все организует, придумает, найдет выход из любой ситуации. Вот только в денежном вопросе у нас непонимание. Так как я студентка и, кроме стипендии, доходов не имею, Олег ежемесячно выдает мне на личные нужды фиксированную сумму денег. Однако сумма эта частенько урезается: муж штрафует меня за разного рода «провинности». Не забрала его костюм из химчистки - минус тысяча рублей, забыла оплатить турпутевки - и вовсе минус пять. Иногда я остаюсь совсем без денег, например недавно муж «наказал» меня сразу на всю сумму пособия за то, что я не смогла сдать экзамен по вождению. Меня это выводит из себя».
Комментарий психолога
В отношениях этой пары, судя по всему, действует детско-родительская схема. Олег играет роль отца, он опекает и воспитывает свою вторую половинку. И такое положение вещей Вике нравится во всех сферах, кроме финансовой. Однако Вика не понимает, что нельзя быть «родителем» в каком-то одном «месте». И если уж она с удовольствием делегирует мужу ответственность во всех «житейских» делах, то нужно быть готовой к тому, что муж будет контролировать ее и в финансах. Так что Вике стоит отнестись к системе штрафов просто как обратной стороне медали.
Тем не менее Олегу тоже имеет смысл подумать, а за все ли «проступки» справедливо штрафовать жену? Конечно, если она забыла оплатить путевки и из-за ее забывчивости сорвался отпуск, то штраф вполне оправдан. Но зачем наказывать за проваленный экзамен? Если Олег хочет, чтобы его жена поскорей научилась водить машину, то еще неизвестно, насколько это нужно самой Вике. То, что важно для одного из партнеров, не всегда ценится другим. Как говорится, можно научить зайца курить, но зачем это зайцу?
Любовь и транжирство
Николай и Юля вместе уже 15 лет. Основной добытчик в семье - Николай, он владелец и руководитель фирмы по производству пластиковых окон, работает по 25 часов в сутки. Юля тоже не бездельничает, но получает гораздо меньше мужа: она учитель в школе. «Я не упрекаю жену в неспособности заработать деньги, у нее и так много забот: дети, дом, дача. Меня раздражает другое - ее непомерная, а главное, бессмысленная расточительность, - сетует Николай. - Когда-то нам хватало лишь на самое необходимое и она всем была довольна. Сегодня же весь дом завален ее вещами и побрякушками, а ей все мало! При этом Юля всячески пытается замаскировать свои траты: прячет купленные вещи, срезает с них ценники...»
Комментарий психолога
Скорее всего, причина Юлиного транжирства - в недостатке внимания со стороны мужа. Так часто бывает: когда женщине не хватает душевного тепла, заботы, ласки, она пытается утолить эмоциональный голод за счет бесконечных покупок. Иногда расточительность усугубляется детским опытом: если родители баловали ребенка подарками, желая тем самым компенсировать дефицит общения с ним, то во взрослом возрасте чувство «любимости» будет возникать при шопинг-терапии.
Плюс ко всему Юля, по-видимому, не умеет брать на себя ответственность за свои поступки. Бесполезно просить ее перестать тратить деньги: «просто» перестать она не сможет. Прежде всего Николаю надо научиться выкраивать время для жены: где-то выслушать, где-то посочувствовать, пожалеть. Но главное даже не это. Самый действенный способ остановить прогрессирующий шопоголизм супруги - это поднять ее самооценку, дать ей почувствовать, насколько она значима для него, для семьи. А если Юле удастся умерить пыл, то Николаю стоит выразить ей одобрение, например на сэкономленные деньги пригласить в ресторан. Это называется позитивной стимуляцией.
(продолжение следует)
nebolei.ru »2011-8-22 16:45 |