Этому синдрому, в большей или меньшей степени, подвержены абсолютно все учащиеся — от школьников до студентов. Ведь в сентябре—октябре им нужно настроиться на учебу, а после летней вольницы сделать это довольно сложно. Но особенно достается первоклассникам.
Как бы хорошо малыш ни был подготовлен к школе, в первое время он неизбежно переживает эмоциональный стресс. Изменяется режим дня, существенно расширяется круг обязанностей, рядом появляется множество незнакомых людей, но в то же время исчезают те, к кому он уже привык, — воспитатели, нянечки, прежние друзья. В первые дни учебы все эти неудобства кажутся несущественными, их с лихвой компенсируют новые радостные впечатления. Но через две-три недели нередко появляются усталость, раздражительность, ощущение дискомфорта и другие негативные реакции на посещение школы. По мнению специалистов, они свидетельствуют о том, что процесс адаптации к новым условиям еще не закончился.
— Чтобы полностью перестроиться и привыкнуть к школе, первокласснику обычно требуется месяц-два. Но бывает, что процесс адаптации затягивается и на полгода. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от грамотных действий педагогов и родителей, — считает психолог Нина Рожкова. — Как же помочь школьнику побыстрее справиться с «синдромом первой четверти»? Прежде всего следует обеспечить ему полноценный сон, качественное питание, достаточную физическую активность. И, разумеется, побольше внимания и заботы. Многие родители рассуждают так: «Раз наш малыш пошел в школу, значит, стал достаточно взрослым. Надо быть с ним построже, больше требовать». Но слишком резкая перемена в отношениях непонятна ребенку. Раньше его баловали, ласкали, теперь вдруг ругают за плохие оценки, контролируют выполнение заданий! Да еще отказывают в любимых развлечениях, мотивируя это тем, что необходимо больше заниматься. Постоянно слыша от родителей заявления, вроде «Не будешь смотреть телевизор, потому что надо делать уроки!», «Не пойдешь играть на улицу, потому что скоро в школу!», первоклассник начинает думать, что во всех его неприятностях виновата школа. Ему хочется уйти от проблем, снова стать маленьким, поэтому он ищет предлог, чтобы остаться дома, просит не отправлять его на уроки, может даже притворяться больным. В такой ситуации ни в коем случае нельзя наказывать ребенка, стыдить, уличать в обмане. Подобное поведение может быть реакцией на школьный стресс либо свидетельствовать о том, что ему недостаточно вашего внимания и заботы. Обязательно найдите время, чтобы выслушать его, обсудить все новости, порадоваться его успехам, помочь решить те или иные проблемы. Малыш должен чувствовать, что вы беспокоитесь о нем, что он дорог и любим.
Справиться с «синдромом первой четверти» поможет физическая активность. Часто родители младших школьников жалуются: после возвращения с занятий детей просто не узнать — рвутся на улицу, носятся как угорелые, кричат, визжат. Невозможно усадить их за уроки! И не надо этого делать. По мнению медиков, после нескольких часов сидения за партами школьникам просто необходимо сбросить напряжение, разгрузить мышцы, суставы, выплеснуть эмоции. Поэтому не одергивайте детей, когда они шалят, бегают, прыгают. Лучше помогите им восполнить двигательную активность: поиграйте с ними в подвижные игры, побегайте по парку, стадиону. После умеренных физических нагрузок улучшаются сон, аппетит, поэтому дети чувствуют себя бодрее и легче усваивают уроки.
Одна из самых распространенных ошибок многих родителей — стремление загрузить своих отпрысков разными внеклассными занятиями. В понедельник — спортивная секция, во вторник — занятия музыкой, в среду — кружок по информатике, и так всю неделю. При этом преследуется благая цель: дать драгоценному чаду раскрыть все свои возможности и способности. Но вот результат может обернуться для первоклашки дополнительным стрессом и переутомлением. Ведь в этом случае ему придется привыкать сразу к нескольким новым коллективам, учителям, тренерам. Лучше повременить с дополнительными занятиями до начала второго полугодия: к этому времени обычно у всех школьников заканчивается процесс адаптации.
— Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения своих детей с другими сверстниками и «подстегивать» их обидными замечаниями, типа «Вот у Леночки такой красивый почерк, а ты пишешь как курица лапой!», «Сережа так быстро решил задачу по арифметике, а ты долго возился и все равно допустил две ошибки!». Подобные комментарии могут только отбить охоту к учебе. Почувствовав, что не оправдывает родительских ожиданий, ребенок начнет переживать, замкнется, а в будущем у него может развиться комплекс неполноценности, — продолжает Нина Рожкова. — Поэтому ни в коем случае не демонстрируйте своей обеспокоенности. Для начала родители должны встретиться с педагогом и вместе проанализировать ситуацию. Причины низкой успеваемости могут быть самыми разнообразными. Чаще всего виноваты не лень или отсутствие способностей к тому или иному предмету, а все тот же «синдром первой четверти». В период адаптации юным школьникам сложно продемонстрировать все свои лучшие качества. Наиболее частые жалобы: трудно собраться, сконцентрировать внимание на уроке, ведь вокруг столько отвлекающих факторов — и новые приятели, с которыми хочется обсудить новости, и пахнущие краской учебники с яркими картинками, и птицы за окном… Ведь даже оказавшись за партой, дети не взрослеют в одночасье. Они продолжают шалить, проказничать, воспринимая учебу как веселую игру. И такое поведение вполне естественно. Постепенно они осознают необходимость дисциплины, появится мотивация для занятий, стремление улучшить свои результаты. Ну а пока не стоит форсировать события. Важно, чтобы малыш освоился за школьной партой, почувствовал себя уверенно и спокойно. А главными критериями благополучия являются хорошее физическое самочувствие, жизнерадостность, взаимопонимание с одноклассниками и учителями, желание идти в школу. Если ребенок ведет себя именно так, значит, процесс адаптации завершился. А стало быть, и школьные успехи не заставят себя ждать.
Лариса НИКОНОВА
nebolei.ru »2011-8-20 21:14 |