Сказкотерапия: лекарство от детских проблем

Сказкотерапия: лекарство от детских проблем

С помощью сказкотерапии можно не только лучше узнать своего ребенка, понять его скрытые переживания, мечты и желания - намного более важной является способность сказкотерапии сближать взрослого и ребенка естественным способом. А сложившиеся доверительные отношения между малышом и его родителями являются основой комфортного, дружественного психологического климата в любой семье. Польза сказки в этом случае неоспорима.

Сказкотерапия и сказка: в чем разница?

Главное отличие обычной сказки, которую читали нам по вечерам бабушки, от терапевтической сказки в направленности последней на конкретного ребенка, на разрешение отдельно взятой, конкретной проблемы. В этом основа сказкотерапии - весьма популярного сегодня метода, который применяет практическая детская психология. Замечено, что с помощью сказкотерапии можно эффективно воспитывать ребенка, корректировать имеющиеся у него негативные поведенческие наклонности, характер в лучшую сторону. А так как в 10-12-летнем возрасте у детей главенствует образный тип мышления, они охотно воспринимают различные сказки, фантазии. Так почему бы не воспользоваться этим?

Любой сказочный сюжет содержит в основе метафору, удивительные и фантастические образы, развивающие воображение ребенка, дающие простор фантазии. Сказкотерапия позволяет ему с головой окунуться в вымышленный мир, преобразовывать этот мир и взаимодействовать с фантастическими героями. При помощи сказкотерапии малыш как бы отстраняется от волнующих его проблем, что позволяет ему оценить ситуацию со стороны. Он входит в роль сказочного героя, перенимая позитивный опыт.

Благодаря этому сказкотерапия становится незаменимым средством решения реальных проблем, с которыми ребенок сталкивается в жизни - он самостоятельно находит выход из сложившейся ситуации, используя психологический опыт, приобретенный во время сеанса сказкотерапии.

Рассказывая сказочную историю, нужно следить за эмоциональной окраской повествования сочиненной вами сказки. В нем должно быть как можно меньше негативного, которое оказывает подавляющее и удручающее действие на малыша. Стремитесь к оптимальному сочетанию позитивного и негативного в придуманной для сеанса сказкотерапии истории.

Конечно, прибегать лишь к историям с позитивным сюжетом не стоит, ведь тем самым теряется главный смысл сказкотерапии: решать психологические трудности, с которыми сталкивается малыш. Ваша задача - побудить его пережить невзгоды и трудности вместе с сказочными героями, позволить ему найти выход из сложной ситуации.

Читайте далее: Учимся сочинять сказки

Сказкотерапия: как сочинять сказки

Основой сюжета для сказкотерапии может служить как авторская сказка, так и народная. Самое главное, ребенок должен с удовольствием слушать данную историю многократно. В таком случае вам нужно будет при очередном сеансе сказкотерапии лишь немного изменять сюжет и характер героев. Иными словами - предлагать ребенку каждый раз немножко другие условия, позволяя ему находить новые варианты решения волнующих его проблем.

Сочинить историю для сказкотерапии можно вместе с ребенком, путем наводящих вопросов, подсказок в части нахождения путей выхода из сложившейся ситуации.

Ребенку более старшего возраста по силам самостоятельно придумать сказку для сказкотерапии, создать образ героя и найти решение возникшей проблемы.

Главные принципы сказкотерапии

  • Сказкотерапия должна проводиться спустя некоторое время после травмирующей ситуации, предположительно случившейся с ребенком. Малыш должен успокоиться, немного отдохнуть. Лишь после этого стоит начинать душевное врачевание путем сказкотерапии.
  • Однако лучше всего применять сказкотерапию как предупреждающее психологическое средство. С ее помощью стоит заранее проводить адаптацию психики ребенка (к примеру, в преддверии детского сада), морально готовить, закаливать малыша перед возможными трудностями, укреплять психологическое здоровье ребенка.
  • Лучшее время для проведения сеансов сказкотерапии - перед сном (дневным либо ночным).
  • Сказкотерапия должна начинаться с абстрактных, удаленных образов, вроде "в некотором царстве", "в далекой стране", "в сказочном городе"... Это позволяет малышу почувствовать неопределенность места происходящих событий. Такой подход позволяет ребенку абстрагироваться от реального мира, создать свое собственное, воображаемое место, дать волю фантазии.
  • Будет неплохо, если вы вместе со своим малышом создадите особый ритуал, связанный с перемещением в Сказочную страну, где случаются самые невероятные вещи. Благодаря этому ваш ребенок будет охотнее воспринимать происходящие в сказке события. Если же малышу захочется на какое-то время перевоплотиться в сказочного персонажа, нужно помочь ему в этом: к примеру, придумать определенные действия, без которых перевоплощение не состоится (надеть что-нибудь, лечь на левый бок, положить что-нибудь под подушку и т.д.).

 

Не всем дано быть хорошим сказочником. Порой родителям приходится напрягать все свои умственные способности, чтобы придумать короткую и, на первый взгляд, простую детскую сказку. Читаете ли вы сказки детям? Всегда ли добро в них побеждает зло?

Читайте также:

Как укрепить детскую память?
Детские страхи: играем и побеждаем!
Бассейн: "за" и "против"

nebolei.ru »

Темы: #сказки #ребенка #ситуации #позволяет #проблем #время #фантазии

2011-9-27 11:43

Источник: nebolei.ru