Существует мнение, что около половины больных, посещающих участкового терапевта, нуждаются в первую очередь в неврологической и психотерапевтической помощи. Но им, как правило, выставляются диагнозы типа нейроциркуляторная дистония и назначается медикаментозное лечение, направленное на конкретную симптоматику – боли, сердцебиение и т. д. Зачастую же у подобных пациентов имеется истерический невроз.
Начало заболевания может быть острым под влиянием внезапной тяжелой психической травмы, и тогда поставить точный диагноз легче. Но чаще истерия развивается медленно, когда психотравмирующая обстановка действует на протяжении длительного времени. Это могут быть различные социальные конфликты в быту и на производстве. Они нередко квалифицируются как жизненные неурядицы: обиды, огорчения, испуг, разочарования в близком или любимом человеке, неудовлетворенность избранной профессией, ссоры и прочие «мелочи». Обычно склонны к истерии личности, отличающиеся повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, эмоциональностью. А эмоциональным отношением к жизни отличаются женщины, они-то и преобладают среди больных истерией. Все потому, что женщины чаще, чем мужчины, имеют определенный тип высшей нервной деятельности, способствующий развитию данного невроза.
Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (детскость, незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках. Они стремятся привлечь внимание к своей персоне, испытывают жажду признания, любви, страстно хотят казаться более значимыми, содержательными, красивыми, чем это есть на самом деле. Это выражается в их стремлении к преувеличениям, драматизации ситуации, в том числе в способе показать, как необычны и трагичны их страдания из-за болезни, мнимой или реальной, опасность которой сильно преувеличена.
Все это особый защитный механизм для истерических личностей, которые находятся в трудной для себя ситуации. Для того чтобы как-то противостоять любому конфликту, такие люди предпочитают уйти в болезнь, спрятаться от проблем вместо того, чтобы решать ее рациональным способом. Истерики манипулируют родственниками, сослуживцами и даже врачами. На самом деле никакого физического заболевания у таких пациентов нет, они его придумывают, причем достаточно искусно и реалистично.
Истерическим личностям присущ определенный характер. Эмоциональная неустойчивость отчетлива в легкости перемены настроения по незначительным поводам – от плохого и даже отчаянного до чрезмерно радостного, ликующего. Вместе с тем эмоции их носят крайне поверхностный характер. В решении тех или иных вопросов они в основном руководствуются чувствами, а не рассудком. Эгоцентризм и стремление быть в центре внимания достигаются крикливой манерой одеваться, рассказами о своем якобы необычном прошлом.
Больные истерией отличаются театральностью и лживостью, капризностью, непрочностью привязанностей, противоречивостью суждений, наклонностью разыгрывать из себя обиженных, завистливостью и ревнивостью. Короче, тот еще подарочек!
Нередко отмечается стремление болеть с извлечением из этого определенных выгод. Поскольку признак «условной приятности» или «желательности» болезненного симптома – признак специфический для истерии, становится понятным, почему при этом неврозе симптомы его поражают своей «рациональностью»: у больного возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему «выгоден» и «нужен». В ответ истерики получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, другие берут на себя их обязанности, а это вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Мнимый больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного.
В далеком XIX веке дамы падали в обморок на балах, чтобы привлечь к себе внимание кавалеров. Позднее больные истерией стали демонстрировать окружающим припадки. Как правило, они сопровождаются падением, закатыванием глаз, хаотичными судорогами или движениями руками и ногами. Больной может надувать щеки, плакать, смеяться, стискивать зубы, стонать. В отличие от эпилептического припадка, при истерическом сознание пациента полностью не нарушено, зрачки живо реагируют на свет, хотя посмотреть их весьма затруднительно из-за плотно сжатых век. При падении во время припадка больные обычно не получают сколько-нибудь серьезных повреждений, не бывает прикусов языка, непроизвольного мочеиспускания. Более того, больные во время такого приступа нередко реагируют на замечания окружающих. Наконец, истерический припадок порой удается полностью прекратить воздействием сильных раздражителей – уколы булавкой, удары по щекам, обрызгивание холодной водой, повелительный тон. Длительность истерического припадка по сравнению с эпилептическим намного больше. Он может продолжаться до нескольких часов. Продолжительность его увеличивается при скоплении вокруг людей, особенно если они проявляют беспокойство.
Но классические истерические припадки встречаются не так уж часто. Обычно больные демонстрируют медикам или окружающим какие-либо симптомы, увиденные или у других, соматических пациентов, или вычитанные где-то в литературе. Недаром старые клиницисты называли истерию обезьяной, копирующей и передразнивающей другие заболевания.
Чаще всего встречаются всевозможные неврологические нарушения: параличи, судороги, потеря чувствительности тех или иных участков кожи. Но вся эта мнимая патология не укладывается ни в анатомические границы, ни в физиологические механизмы, не соответствует ни времени возникновения, ни срокам настоящих заболеваний. Например, больной почему-то не может стоять и ходить при сохранности всех движений и мышечной силы в ногах в положении лежа.
Очень часто истерию сопровождают функциональные нарушения: рвота, икота, отрыжка, спазм пищевода и т. д. Характерна жалоба на «ком в горле», который душит и мешает дышать. Гораздо труднее бывает врачам отдифференцировать истерические жалобы на одышку, боли в грудной клетке от истинных бронхиальной астмы и стенокардии, инфаркта миокарда. У одной моей пациентки был выставлен диагноз: бронхиальная астма. Периодически с ней происходили приступы удушья. Но при этом в легких не выслушивалось ни одного хрипа, а сам приступ проходил после инъекции физиологического раствора (то есть «воды», а не лекарства). Впоследствии этой пациентке был снят диагноз бронхиальной астмы, а сама она лечилась у невролога по поводу истерического невроза.
Истеричные женщины часто фригидны (половая холодность), а половые чувства у них инфантильны. Протекает заболевание волнообразно: периоды ухудшения чередуются с периодами улучшения. Определенно можно заявить, что истерия – не смертельная болезнь, хотя пациентам она представляется именно такой.
Комментарии врача-невролога Михаила Юрьевича Гурьева:
– Конечно, опираясь на описанную в статье симптоматику, не следует ставить диагноз истерии себе или близким, родным, знакомым. Диагностика – удел врачей. Истерию же надо лечить. Ее симптомы подсказывают, что человеку давно пора изменить привычный образ жизни. Пока не изменится психотравмирующая обстановка в семье или на работе, больной будет стремиться «сбежать» в болезнь и получить «дозу» соболезнования, хоть какое-то подобие выражения любви и заботы. Беспокойство врачей о его здоровье подменяет нормальное человеческое отношение, а удовлетворение от сочувствия к его страданиям является своего рода эрзацем обычного добросердечия. Обычно пациентам, больным истерией, назначают психотропные препараты (например, транквилизаторы), проводится интенсивная психотерапия, человека погружают в гипнотическое или полугипнотическое состояние и приказом снимают расстройства. Для предупреждения рецидива истерического невроза показан длительный курс психотерапии.
Напряженность без разрядки, хроническое беспокойство, переутомление и в особенности угнетенное состояние способны вызвать болезненные ощущения даже у вполне здоровых, но впечатлительных людей.
nebolei.ru »2011-4-8 17:55 |