Первый зубик, первый самостоятельный шаг, первое слово... Как много значат эти события для всех родителей. Хочется, чтобы ребенок был самым умным, самым сообразительным, в общем, самым-самым во всем.
В поликлиниках и на детских площадках молодые мамочки любят хвастаться достижениями своих малышей. Стоит ли расстраиваться, если ребенок не говорит в те же сроки, что и сверстники? Ведь речь – важнейшая форма общения. Когда же дети должны «заговорить»?
Нормы речевого развития детей
Первый год жизни можно назвать подготовительным в развитии речи. Первые три месяца ребенок начинает реагировать на обращенную речь - затихает, замирает, прислушивается к словам. Крик ребенка становится все более модулированным, появляются нотки радости и недовольства.
Следующие четыре месяца своей жизни малыш радует родителей гулением и лепетом. Гуление представляет собой протяжные гласные звуки. Лепет – это сочетания звуков, имитирующие «взрослую» речь, не несущее смысловой нагрузки.
Возраст 6–10 месяцев можно охарактеризовать фазой активного лепета, воспроизведения целого ряда сложных слоговых цепочек. В этот период ребенок начинает понимать речь, смотреть или даже указывать на называемые мамой предметы.
К 10-12 месяцам дети повторяют звуки и слоги вслед за взрослыми, понимают ряд инструкций («дай игрушку», «как дитя спит?»), произносят первые «лепетные» слова: «ава» - собачка, «му» - корова и т.п. Слова, состоящие из одинаковых слогов («баба», «мама», «ляля») появляются к концу первого года жизни.
К 1,3 года словарный запас составляет порядка 6-9 слов. Ребенок пока не умеет изменять их по падежам и родам.
К 1,8-1,10 года появляется фраза, представляющая из себя набор 2-3 слов, связанных лишь интонацией.
Ближе к двум годам словарный запас пополняется до 50 слов и ребенок начинает улавливать связь между словами в предложении, однако в речи все еще присутствует большое количество аграмматизмов («хочу гулять улика»).
В возрасте 2-2,6 лет в речи детей появляются простые предлоги («у», «с», «на», «в»), предложения состоят уже из 5-8 слов. Следующие полгода ребенок совершенствуется в употреблении служебных частей речи, использует сложные предлоги («из-за», «из-под»). К школьному возрасту речь детей совершенствуется, словарный запас обогащается, уровень владение языком становиться очень высоким.
Не стоит паниковать, если речевое развитие ребенка несколько отличается от приведенных выше норм, ведь речь развивается в зависимости от условий жизни и воспитания. Рамки достаточно гибкие. Отклонения от норм в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-4 месяцев. Однако существуют признаки, указывающие на отставание в речевом развитие, на которые следует своевременно обратить внимание.
Нарушение речи: тревожные признаки
Частой ошибкой молодых родителей является легкомысленное отношение к неправильной речи ребенка. Ведь даже небольшой с первого взгляда речевой дефект может быть следствием серьезного неврологического заболевания или задержки психического развития.
На что необходимо обратить внимание:
4 месяца
– нет эмоциональной реакции (улыбка, смех, оживление) на жесты и обращенную речь.
9 месяцев
– отсутствие лепета.
18 месяцев
– ребенок испытывает сложности в глотании, сосании, жевании; не произносит простые слова;
– не понимает своего имени и названия окружающих предметов.
2 года
– словарный запас не пополняется и ограничивается несколькими словами.
3 года
– речь представляет собой отдельные слова;
– ребенок не в состоянии составить фразу;
– произношение непонятно даже в семейном кругу;
– темп или слишком быстрый (с глотанием окончаний) или слишком медленный;
–понимание простых инструкций и рассказов ограничено, одним словом называются разные вещи;
–произошло «затухание речи» - речь появилась, а потом ребенок замолчал.
Кто разговорчивее: мальчик или девочка
Не стоит забывать, что мозг девочек и мальчиков уже с рождения развивается по-разному. Речевые способности также отличаются. Для девочек характерно более раннее начало речи (примерно на 4-5 месяцев). Словарный запас быстро пополняется словами, обозначающими предметы. Мальчики начинают говорить позже. Зато у них, в отличие от девочек, достаточно быстро формируется грамматически оформленная фразовая речь. Преобладают глаголы.
Причины задержки речи
1. Наследственная предрасположенность. Нарушение речи может передаваться генетически, чаще по мужской линии (может быть скачок через поколение).
2. Неблагополучное протекание беременности – пагубное влияние алкогольных и наркотических средств на плод, неблагоприятное воздействие лекарственных препаратов, вирусные и инфекционные заболевания матери, поздние токсикозы и т. п.
3. Осложненное течение родов. Родовые травмы, стремительные или затяжные роды, большой безводный период, асфиксия плода.
4. Заболевания ребенка. Различные наследственные заболевания (тугоухость, глухонемота, эпилепсия, мигрень), патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелины неба, аденоиды). Нейроинфекции, травмы головного и спинного мозга, повреждения шейного отдела позвоночника, психические и интеллектуальные отклонения, инфекционные и вирусные заболевания.
5. Ошибки в воспитании. «Педагогическая запущенность» детей из неблагополучных семей. Недостаточное внимание к развитию ребенка или, наоборот, повышенная опека. Билингвизм (двуязычие) в семьях, приводящий к множественным ошибкам в речи.
Задержка речи: как быть?
Любой недостаток ребенок воспринимает острее, нежели взрослый. Именно поэтому поддержка семьи – это залог успешного разрешения проблем. Отношение к дефекту речи ребенка должно представлять некую «золотую середину». Заострение внимания на существующие недостатки в произношении ведет к выработке комплекса неполноценности и нежеланию общаться. С другой стороны, из-за равнодушного или попустительского отношения родителей к речевым дефектам ребенок придет к выводу, что его речь нормальна и нет необходимости что-либо исправлять.
Не стоит спорить со специалистами, если они говорят о возможных проблемах в речи. Многие родители думают, что если ребенок четко выговаривает звуки, то проблем в речевом развитии нет. Это заблуждение. На грамматические и речевые ошибки необходимо обращать внимание уже с малых лет. Неправильное изменение слов («ухи», «много ключёв»), неумение составить рассказ, пропуски и замены предлогов – все это может в дальнейшем мешать хорошей успеваемости в школе.
Помните, что задержка развития речи успешно исправляется, а то и вовсе устраняется с помощью логопеда и регулярного выполнения домашних занятий с ребенком.
Юлия СТЕПАНОВА,
логопед, психолог
Читайте также:
Советы логопеда: как говорить правильно?
Говорим правильно!
Поход в детский сад: проблемы и решения
2012-7-25 16:25 |