При этом нужно еще оставить за порогом груз служебных забот и настроиться на домашний лад (а это, ох, как непросто): это значит, что нужно не только приветливо улыбаться мужу и терпеливо выносить шалости детей, но и найти в себе силы для того, чтобы еще что-то постирать и приготовить.
Ведь что касается самих домочадцев, то для них, увы, часто абсолютно неважно, что происходило у нее на работе и какие проблемы она там решала. Дети, скорее всего, полезут к ней в сумку и потом весь оставшийся вечер будут крутиться под ногами. Что касается мужа, то и он вряд ли кинется прямо с порога интересоваться, как у нее прошел день. Вместо этого он будет с нетерпением ожидать что-нибудь вкусненького на ужин.
Вы не верите, что именно так в большинстве случаев все и происходит? А зря. Кстати, на этот счет существуют даже социологические опросы, результаты которых, к сожалению, неутешительны: около 3/4 респонденток заявляют, что хотя бы раз в неделю приходят домой в состоянии стресса, который так и не удается преодолеть, а около 40 процентов жалуются, что напряженные ситуации на службе возникают практически каждый день.
Если вы из их числа и стремитесь, чтобы все это никоим образом не отражалось на обстановке в семье, вам можно посоветовать все же попробовать ослабить существующие перегрузки. К примеру, если вы в буквальном смысле слова “зашиваетесь” на работе, то вам есть резон подумать на досуге: отчего это происходит. Может быть, вы слишком много на себя взвалили, а возможно, что просто неважно организовали свое время. Старайтесь делать передышку в течение рабочего дня, во время перерыва меняйте род деятельности, не бойтесь лишний раз проявить заботу и внимание к коллегам. Все это тоже один из способов борьбы со стрессом. Ведь внимание к коллеге очень часто возвращается вниманием к вам.
Кстати говоря, одним из вариантов посмотреть на себя и свою работу со стороны является все же “разговор по душам” с супругом. Он, испытывая на себе все последствия ваших стрессов, может иногда более объективно оценить ваши рабочие проблемы и подсказать пути их решения. Так что не стоит игнорировать мнения мужа, отмахиваясь от него со словами: “Он все равно ничего не понимает!”
В том случае, если все-таки нет возможности хоть сколько-нибудь разгрузить напряженный график, следует просто раз и навсегда для себя уяснить, что все успеть просто нереально. И следует установить жесткую очередность дел. И если на что-то нет времени, значит, это “что-то” не столь важное и может подождать. Составленный жесткий график будет поначалу вас сильно стеснять, но потом вы втянетесь, и многие вопросы отпадут сами собой, когда просто не будут в ваш график укладываться. А устанавливая очередность задач, надо в первую очередь учитывать интересы своей семьи. Ведь суть вашего бытия заключается в том, чтобы у вас и ваших домочадцев было все в порядке, а остальное – будьте уверены, как-нибудь обязательно утрясется. В конце концов тщательно выстроенная на обломках семьи карьера вряд ли принесет ожидаемую радость.
Если речь идет о психологических неприятностях на работе (сплетни, склоки, “наезды” и подставы” коллег, несовпадение характеров внутри коллектива и так далее), то не стоит обсуждать их с мужем. Лучше это сделать с подругой. Ей, в отличие от мужа, не придется объяснять все подробности и психологические нюансы, которые очень часто отличаются в восприятии мужчин и женщин. И потом, домой после этого вы уже сможете придти “налегке”, снизив накал стресса. Ведь не зря же психологи замечают, что гораздо лучше себя чувствует тот, кто умеет отключиться от мыслей о работе, выходя на улицу.
В том случае, если вы приходите с работы в состоянии “натянутой струны”, во избежание недопонимания между близкими попробуйте прямо с порога предупредить их об этом. Попросите дать вам какое-то время на то, чтобы придти в себя и перестроиться. И не докучать в этот вечер своими вопросами и проблемами. Объясните, что вряд ли вы в данный конкретный момент в полной мере адекватно способны вникать в то, что происходит в вашей семье.
В то же время помимо всего этого научитесь оставлять за порогом все неприятности и настраиваться на положительную волну. Для этого уже по дороге домой можно заняться аутотренингом, внушая себе: “Я направляюсь туда, где могу не бояться казаться слабой и быть самой собой и буду блаженствовать в окружении самых близких и дорогих мне людей. Я не позволю служебным проблемам испортить мою личную жизнь”. У нас вообще-то к аутотренингу привыкли относиться с усмешкой, но на самом деле это достаточно действенный способ борьбы со стрессами.
Придя домой, постарайтесь избегать дополнительных раздражителей, способных выбить вас из колеи. Не смотрите в такие вечера зубодробильные сериалы типа “Гангстерские войны” или “Бандитский Петербург”, вместо этого почитайте детям книжку или посмотрите вместе их любимый мультфильм.
Попробуйте взять себе за правило хотя бы полчаса (больше, пожалуй, будет просто нереально) отдыхать сразу же после работы. И обговорите этот распорядок со своими домочадцами. В конечном итоге так будет лучше всем, и они это сами признают через некоторое время. Вы можете в это время уединиться, включить свою любимую мелодию и просто лежать и отдыхать. Или же принять теплую ванну, добавив в нее расслабляющую морскую соль или пену. Кстати, иногда достаточно того же получаса по утрам для занятий аэробикой, чтобы этого утреннего заряда бодрости хватило на целый день.
Пусть домочадцы знают, что эти полчаса после работы – ваше время. Вы же превратите их в еженедельный ритуал. И пусть это будет чем-то постоянным и непременно приятным для вас. И гоните от себя прочь пробуждающееся иной раз чувство вины за эти минутки, которые выкраиваете для себя (ведь в идеале следует тратить на себя гораздо больше времени). Главное при этом помнить, что отдохнувшая женщина принесет в дом больше пользы и радости, чем придавленная заботами, усталая мать и жена.
Ксения УСПЕНСКАЯ.
nebolei.ru »Психология2011-8-1 22:53 |