БЛИЦАНКЕТА
Вы сова или жаворонок? Сова. Любимое блюдо? Спагетти с вонголе*. Любимое время года? Лето — потому что тепло. Какую книгу взяли бы с собой на необитаемый остров? «Мастер и Маргарита». Хотя на необитаемом острове было бы не до книг. На какого литературного персонажа вы похожи? На Овода. Празднуете ли 14 февраля — День Влюбленных? Насчет празднования не знаю, но подарок дарю обязательно. Самое опасное приключение, в которое вы попадали? Авария на машине. Что важнее: любить или быть любимым? Очень сложный вопрос. И то и другое. Что для вас означает слово «счастье»? Любовь и спокойствие. Вы человек разума или чувств? Чувств. Вы согласны с тем, что мы в ответе за тех, кого приручили? Да. О чем вы думаете перед сном? Если не могу заснуть — о том, как играю в футбол за сборную России.
Елена Шахновская: Александр, заниматься спортом, безусловно, полезно для здоровья, однако чрезмерные нагрузки могут наносить серьезный вред организму. Как найти баланс между пользой и вредом?
Александр Жулин: Сложно сказать однозначно. Мне нравится быть в тонусе, спорт для меня — своего рода энергетическая подпитка. Хотя бывает, встаешь утром — все болит… Но избежать этого просто, если заниматься спортом не ради спортивных достижений, а ради того, чтобы быть здоровым и красивым. Хороший вариант — заниматься в фитнес-клубе под руководством грамотного тренера. В профессиональном спорте, где речь идет уже об олимпийском уровне, негативные последствия перегрузок могут компенсироваться только победой. Если меня спросить, жалею ли я, что занимался профессиональным спортом, я, конечно же, скажу нет. Можно ли было избежать травм? Наверное, да. Где-то были ошибки тренера, а где-то я сам недоглядел.
Е. Ш.: Что обязательно должны учитывать люди зрелого возраста, занимаясь спортом?
А. Ж.: До сих пор, в возрасте 44 лет, я играю в футбол. Когда вижу, как выглядят мои ровесники, не имеющие никакого отношения к спорту, думаю: «Какой же я молодец!» Спортом нужно заниматься в любом возрасте, начиная с обычной физкультуры и переходя потом на более серьезный уровень. Если человек активен, подвижен, следит за своим здоровьем, естественно, у него будет меньше проблем с сердечно-сосудистой системой, с вегетатикой. Нужно правильно и точно оценить возможности человека, перед тем как дать ему определенную нагрузку, — это обязательно должен делать фитнес-тренер. Но я все-таки специалист по профессиональным спортсменам. Вот если вы меня спросите, как подготовить человека к олимпийской медали…
Е. Ш.: Александр, как подготовить человека к олимпийской медали?
А. Ж.: Планомерно. Сначала спортсмен готовится физически, ездит на спортивные сборы. Потом я выстраиваю ему нагрузку и разрабатываю программу, которую он мог бы выполнить практически с закрытыми глазами. Тренер должен интуитивно чувствовать, как вести спортсмена. Программу невозможно заранее расписать точно: сегодня мы будем откатывать вот эти элементы, а завтра — вон те. Если вижу, что по какой-то причине — звезды так сложились — мои ученики «плывут», ничего не могут сделать, я спокойно меняю нагрузку, снижаю ее, чтобы назавтра увеличить темп. Для этого я должен видеть человека, понимать, что с ним происходит. Этим и отличается большой тренер от просто тренера. Большой тренер может подготовить спортсмена так, чтобы тот звенел во время старта.
Е. Ш.: Это что, такой специальный термин у фигуристов — «звенеть»?
А. Ж.: Да. Звенеть, как гитарная струна. Это значит, что спортсмен настолько готов, что его вообще ничто не может выбить из колеи, он в любом случае откатает программу лучше всех. Татьяна Навка с Романом Костомаровым звенели на Олимпиаде, Алексей Ягудин звенел в момент своей победы. Смотришь — и не видишь, что фигурист может тут сорвать. В этот момент по уровню подготовки он выше своих соперников.
Е. Ш.: Наверное, достичь такого состояния полной готовности помогает не только тренер, но и спортивный психолог?
А. Ж.:Спортивный психолог необходим, когда фигурист физически подготовлен, но морально выиграть не готов. Как правило, великие спортсмены сами себе психологи. Когда человек выходит на уровень олимпийской золотой медали, он настолько силен, что запросто мог бы руководить любыми заводами и фабриками. Лично мне психолог не нужен, но я знаю, что массе спортсменов высочайшего уровня психологи помогали. Они каким-то образом придавали фигуристам те силы, которые были им необходимы для решающего шага.
Е. Ш.: Неготовность выигрывать — это страх стать победителем?
А. Ж.: По-разному может быть. Из равновесия может вывести конкурент или его тренер. У одиночников часто бывает: они видят соперников, которые на тренировке легко прыгают четверные прыжки, и могут сломаться, даже если сами готовы неплохо. Чужая готовность очень давит психологически. А всего-то надо — просто собраться и прыгнуть! Е. Ш.: Есть такое понятие — «спортивный характер». Помогает ли он в жизни?
А. Ж.: Спортивный характер — то чудо, которое помогает добиваться высот в спорте. Однако он помогает и по жизни идти победителем, быть максималистом, никогда не раскисать. Такой характер — признак сильного человека. Его обладатель — личность. Думаю, без спортивного характера, при одном таланте человек вряд ли сможет выиграть такие соревнования, как Олимпийские игры.
Е. Ш.: Можно ли распознать у ребенка спортивный характер? Как определить, что его нужно отдавать в спорт?
А. Ж.: Сразу видно, если ребенок не любит проигрывать. Но нужно смотреть поэтапно: ребенок может проигрывать во время турниров, которым не придает особого значения, а повзрослев, может стать настоящим бойцом. Это довольно сложный момент. А может быть и так: ребенок все время плачет из-за поражений, потому что родители ему говорят: «Выиграй любой ценой!» А через пару лет обнаруживается, что он ненавидит то, чем занимается. Тренер должен видеть не только любовь к победе, но и то, к чему ребенок стремится. Я, например, вижу, что моя дочь артистично-спортивного склада. У нее спортивное телосложение, ей нравятся спортивные игры, да и гены у нее соответствующие: все-таки и мама, и папа — фигуристы. Тут сам бог велел, чтобы ребенок занимался спортом, хотя, конечно, жизнь покажет.
Совет от Александра
Как собраться в сложной ситуации?
Во-первых, нужно постараться успокоиться.
Во-вторых, не думать о возможной неудаче. И сделать то, что собирался, причем делать это от души, абсолютно раскрепощено.
Е. Ш.: Хотели бы, чтобы ваша дочь продолжила династию фигуристов?
А. Ж.: Честно говоря, я не хочу, чтобы Саша занималась фигурным катанием. Это адский труд, который благодаря правилам судейства может превратиться в фарс. Я бы приветствовал другой вид спорта, более честный, — теннис например. Попал в линию, на повторе посмотрели — действительно попал. Это спорт, который основан на честной конкуренции. А в фигурном катании может возникнуть ситуация, особенно в танцах на льду, когда результаты четырехлетнего труда будут перечеркнуты какими-то политическими моментами.
Е. Ш.: Вы авторитарный тренер?
А. Ж.: Не думаю. Я дипломатичен, ученики воспринимают меня скорее как коллегу. Но я чувствую, что пользуюсь среди них большим авторитетом. Я могу на время отпустить ситуацию, которая мне не нравится, и никак не реагировать. Но потом одним словом так надавить на слабое место, что человек моментально все поймет и исправит.
Е. Ш.: А к себе вы строги?
А. Ж.: Строг, но не излишне. Если делаю кому-то больно, мучаюсь. Мне обязательно нужно жить в ладу с самим собой. Если человек сделал мне что-то плохое, а я ему ответил тем же, чувствую себя нормально. А если обидел кого-то невзначай, потом очень переживаю, пока не разрешу каким-то образом эту ситуацию.
Е. Ш.: С других требуете как с себя?
А. Ж.: К другим людям я менее строг. Если бы спрашивал как с себя, все мои ученики давно бы были олимпийскими чемпионами! Я очень люблю своих учеников, вообще — людей, и они мне платят той же монетой. Стараюсь придерживаться принципа «Не требуй от других слишком многого». Я стараюсь быть очень требовательным к ученикам, когда речь идет о медалях, о первых трех местах, потому что они сами мне потом не простят, если не станут чемпионами. Но и они должны вкладываться, работать честно — лентяев я не люблю.
(продолжение следует)
nebolei.ru »2011-4-8 18:13 |