КАКИЕ МИКРОБЫ ЖИВУТ РЯДОМ

Наступающее летнее тепло - сущий рай не только для людей, уставших от холода, но и для коварных микроорганизмов. Именно летом растет количество инфекционных заболеваний. Причем не только кишечных, но и простудных, традиционно считающихся "зимними".

Откуда летом-то насморк и кашель, удивляемся мы. И не подозреваем, что микробы и вирусы сидят совсем рядом в надежде, что мы нет-нет да и забудем о правилах самой элементарной гигиены.

Три главные опасности дома

Хорошие хозяйки по традиции считают самыми опасными в гигиеническом смысле санузел и прихожую. И моют их, не щадя рук и не жалея чистящих средств. Однако на самом деле наибольшую опасность таят совсем другие места.

1. Холодильник. Безгранично доверяя современной технике, многие из нас забывают простейшие правила сохранности продуктов. Мы не соблюдаем сроки хранения молочных, мясных блюд и полуфабрикатов, храним консервы в открытом виде, не обращая внимания на предупреждение производителя, что этого делать нельзя. Мы складываем рядом сырые и приготовленные продукты, устанавливаем экономичный режим работы холодильника, забывая, что именно он может быть самым приятным для микробов. Результат очевиден - кишечные инфекции, пищевые отравления.

2. Кухонное оборудование. Особенно опасно использовать одни и те же разделочные доски и ножи для резки сырого мяса и рыбы и готовых продуктов. Отдельная доска должна быть и для резки сырых овощей, особенно листовых. Овощи и фрукты нередко моют не очень тщательно, а между тем они опасны не столько "вредными химикатами", сколько микробами, которые попадают на них из органических удобрений.

3. Стиральная машина. Американцы уже давно привыкли экономить деньги, используя холодную стирку с минимальным циклом (до 30 минут), а также отказываясь от глаженья многих вещей. Успешно осваиваем эту моду и мы. Между тем большинство микробов при такой стирке благополучно выживают и остаются на белье.

Три опасности в офисе

На днях опубликовал результаты своего нового исследования известный американский микробиолог профессор Чарльз Герба. На этот раз он выяснял, где больше всего микробов и вирусов живет в обычных американских офисах. Выяснилось, что вовсе не там, где предполагают сами офисные работники. Они-то считали, что самыми "грязными" местами являются унитазы в общих туалетах. Оказалось, что все не так. Чемпионами по микробной осемененности стали:

1. Компьютерные клавиатуры.

2. Трубки телефонов.

3. Раковины в общественных туалетах.

По количеству злобных бактерий лидировали "клавы" и телефоны, которыми пользовался не один человек, а двое и больше. Если в среднем на каждом квадратном дюйме поверхности офиса проживало чуть больше 20 тысяч микробов, то на них - почти 26 тысяч.

Количество микробов на клавиатуре было в 400 раз больше, чем на сиденье общественного унитаза. В раковинах, которые в офисных туалетах почти всегда остаются мокрыми, была обнаружена целая армия вредных микробов, обожающих тепло и влагу. Все эти мелкие злодеи могут вызвать целый спектр болезней: конъюнктивит, ангину, насморк, кишечные и кожные инфекции.

Наибольшему риску заразиться инфекционной болезнью на работе, по мнению профессора Гербы, подвержены школьные учителя, кассиры и операционисты в магазинах и банках, а также врачи.

Три опасности в общественных местах

Наиболее частые причины заражения кишечными инфекциями врачи деликатно называют "фекальными контаминациями". Ясно, как микробы, обитающие в кишечнике, могут вырваться на свободу - только через немытые руки человека, воспользовавшегося туалетом.

1. Общественный туалет. Самым грязным местом здесь является дверная ручка со стороны выхода. Вторым по опасности - раковина и вентили ее кранов. Третьим - рычаг или кнопка писсуара.

2. Клавиатуры и мыши компьютеров в интернет-кафе и ручки телефонных автоматов.

3. Поручни в общественном транспорте.

Вопреки всеобщему убеждению на дверных ручках входных дверей и кнопках лифтов живет ненамного больше микроорганизмов, чем в среднем в общественных помещениях. Причина, возможно, в том, что кнопки являются вертикальной поверхностью, на которой задерживается меньше пыли. Кроме того, и они, и дверные ручки быстрее высыхают, а микробы любят грязь и влагу.

Мифы от чистюль и грязнуль

Привычки гигиены формируются в самом раннем детстве. Но у родителей существуют разные взгляды на них. Одни мамы бодро считают, что "от грязи микробы дохнут", другие воспитывают своих отпрысков в болезненной чистоплотности.

Миф о "полезной грязи" не выдерживает никакой критики - такие дети чаще болеют, отравляются, а когда вырастают, их нелюбовь к чистоте доставляет массу неприятностей окружающим.

Не менее обременительна и мания чистоты, которой страдал, к примеру, великий поэт Маяковский (современники вспоминают, что он всегда носил с собой складной стаканчик, чтобы не пользоваться чужой посудой для питья). Но бесконечное мытье рук, использование мыла и шампуня с антимикробными добавками и т.п. лишь повышают уязвимость человека. Место "мирных" микробов на его коже освобождается, и его с удовольствием захватывают агрессивные и злобные инфекции.

На самом деле для безопасности вполне достаточно соблюдать "золотую середину": всегда мыть руки после туалета, перед едой, перед и после приготовления пищи, после возвращения домой с улицы и т.п. Все остальные гигиенические процедуры - дело личной чистоплотности.

Какие микробы живут рядом

Самые распространенные обитатели квартир и офисов, которых обнаруживают инфекционисты:

- эшерихия коли - вызывает кишечные расстройства, заболевания кожи;
- клебсиелла пневмониа - целый спектр инфекционных заболеваний от кишечных до легочных;
- сальмонелла - вызывает сальмонеллез;
- стрептококк - кожные и внутренние инфекционные заболевания;
- стафилококк золотистый - целый спектр болезней от кожных до сепсиса (общего заражения крови).
Во влажной среде до нескольких недель, в сухой - до нескольких дней могут жить и вирусы:

- ротавирус - вызывает заболевание типа ОРВИ, но с сильным поражением кишечника (многие называет эту инфекцию "желудочным гриппом", но такой болезни не существует);
- гепатит А и Е - острое вирусное воспаление печени.

Вопреки массовым заблуждениям не живут во внешней среде (в том числе и в общественных туалетах) и не передаются через грязные руки вирусы СПИДа и возбудители таких половых заболеваний, как гонорея, хламидиоз или трихомониаз.

Не стирайте носовые платки и белье вместе

Гигиенисты советуют при стирке рассортировывать белье не только по составу тканей или цвету, но и по возможности содержать на себе болезнетворные микробы. Так, постельное и нательное белье нельзя стирать вместе с бельем столовым (скатерти и салфетки) и носовыми платками, особенно если вы выбираете температурный режим меньше 60 градусов.

Носовые платки, если вы все еще не перешли на бумажные, вообще рекомендуют стирать отдельно от всего и время от времени кипятить, особенно если в семье кто-то болел респираторными вирусными инфекциями. И в любом случае проглаживать их очень горячим утюгом.

www.inauka.ru