ВРЕМЯ - НАЗАД!

Почему мы стареем?

Теорий старения очень много. Например, генетическая, согласно которой программа развития организма и угасания заложена в геноме. Она и определяет каждому свои сроки. Как человек распорядится этой программой - реализует полностью или умрет раньше отмеренного генами срока, - зависит только от него самого.

Есть молекулярная теория старения. Каждая молекула, клетка, орган живут по своей программе, которая суммарно определяет продолжительность жизни человека. В любой клетке есть своего рода биологические часы - теломеры. Это участок хромосомы, который при каждом делении клетки уменьшается. Как только он сократится до предела, клетка перестанет делиться и умрет. Но это относится только к клеткам, а не к целому организму.

Ежедневно у нас отмирают миллиарды клеток, и мы не делаем из этого трагедии. Считается, что в течение ста дней организм человека практически полностью обновляется по числу клеток. А недавно бельгийские ученые обнаружили специфический ген, отвечающий за старение. Он находится в X-хромосоме человека и передается от отцов к дочерям и от матери дочерям и сыновьям, и именно в таком сочетании этот фактор должен наследоваться. Выяснилось, что чем больше изначальный, заложенный генами размер теломер, тем дольше может прожить человек.

Так это на самом деле или нет, еще предстоит выяснить. Во всяком случае, теперь эксперты могут сузить круг поиска ключа к долголетию. Примерно за год до этого открытия американцы обнаружили белок, играющий важную роль в процессе старения и возникновения ряда тяжелых заболеваний. Этот белок необходим для образования эластических волокон, которые находятся между клетками и стабилизируют их, обеспечивая поддержание тонуса кожи, эластичность сосудов и легочной ткани. Однако как заставить белок работать в интересах человека, так и не разобрались.

Потом появилось сообщение, что люди, которые выглядят старше своих лет, имеют несколько иной состав крови. У мужчин оказалось выше содержание красных кровяных телец (эритроцитов), а у женщин - пигмента билирубина, образующегося при распаде эритроцитов. Но это опять-таки пока лишь гипотеза.

Лекарство от старости

Какие новинки в этой области на сегодняшний день?

Английским ученым удалось разработать лекарство, которое позволяет в полтора раза продлить жизнь. Препарат защищает клетки от свободных радикалов - чрезвычайно агрессивных частиц - и предупреждает развитие болезней, связанных со старением. Правда, пока микстурку опробовали только на червях, чей генетический код был расшифрован в числе первых. К слову, до 40 процентов их генов совпадают с человеческими. Помещенные в среду с добавлением комбинации из двух лекарств, которые обладают мощным антиоксидантным действием, черви жили в полтора раза дольше. Искусственная среда способствовала наиболее полному освобождению организма от свободных радикалов и сводила к минимуму их повреждающее действие на клетки.

Неожиданный способ омоложения мышечных тканей и внутренних органов предложили американские ученые. Им удалось омолодить печень взрослого животного за счет циркуляции в его организме крови молодых животных. Молодая кровь вызвала полную регенерацию тканей печени, которая уже страдала от возрастных изменений. Это произошло за счет активизации "восстановительного" механизма клеток мышц и печени, который с годами приходит в "спящее состояние". Эксперты считают, что человеческий организм тоже способен к регенерации внутренних органов. Вопрос в том, где взять столько молодой крови...

В роли эликсира молодости выступили даже конфеты. Немецкий кондитер изобрел сладости, способные обратить вспять процессы старения. Конфеты сделаны из темного шоколада, манго и соевого молока, а рецепт их был разработан под чутким руководством представителя Мюнхенского института по проблемам сохранения молодости.

Темный шоколад, входящий в рецептуру, содержит особые вещества - фенилэтиламин и полифенол, защищающие клетки от свободных радикалов, которые и провоцируют старение. Манго содержит ферменты, активизирующие обмен веществ, а соевое молоко - так называемые "растительные гормоны" - изофлавоноиды, активно борющиеся со старением. Но главное, поедая молодильные конфеты, мы провоцируем выработку эндорфинов - гормонов счастья. Получается, что процесс этот совмещает в себе два качества: приятное и полезное.

И совсем уж невероятное. Оказывается, ссоры и нервные потрясения отнюдь не ведут к скорой кончине. Наоборот, благодаря им мы можем прожить дольше, оставаясь бодрыми и красивыми.

Стресс - отличная профилактика болезни Альцгеймера, артритов и сердечно-сосудистых заболеваний, но с одним условием - он должен быть "правильным".

Такой формой нервного потрясения считается, например, ситуация спешки, связанная с возможным опозданием на самолет. В этом случае в организме ускоряется процесс формирования клеток, что омолаживает организм (в том числе кожу, позволяя избежать появления морщин) и повышает иммунитет.

Исследователи утверждают, что подобные стрессы сродни утренней зарядке, при помощи которой мы стараемся поддерживать физическую форму. При этом предписывается избегать "неправильных" расстройств. Под ними подразумеваются стрессовые ситуации, которые тянутся длительное время. Они вредны для людей и сами по себе способны провоцировать болезни.

Подручными средствами

Пожалуй, одной из самых доступных таблеток от старения является активированный уголь или какой-нибудь другой сорбент. Такие препараты действуют как кишечные фильтры и ограничивают поступление в организм токсических веществ. Это в свою очередь помогает избежать многих заболеваний и, следовательно, увеличить продолжительность жизни.

Хотите жить долго - меньше ешьте. Ученые считают, что, если взрослый человек уменьшит потребление пищи примерно на 30 процентов, причем не меняя состав продуктов, продолжительность его жизни увеличится на несколько лет. Кроме того, понизится риск сердечно-сосудистых, эндокринных и других заболеваний, характерных для пожилых людей.

Объяснение этому довольно простое: в возрасте примерно 25 лет интенсивность обмена веществ начинает снижаться, а рост организма прекращается. При этом по привычке человек продолжает есть столько же, сколько ел. Это приводит к положительному энергетическому балансу: поступающие питательные вещества просто не успевают перерабатываться должным образом.

Ну и последнее. Шотландские геронтологи пришли к выводу, что люди, ведущие активную половую жизнь, выглядят моложе своих лет. В ходе исследования было установлено, что люди, занимавшиеся любовью не менее трех раз в неделю, выглядят более чем на 10 лет моложе людей, которые занимаются сексом два раза в неделю. Так что вперед!

Ольга ДЕМЧЕНКО