Эрик Эриксон – наиболее читаемый в США психоаналитик ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, пока мало известен у нас.
Сделаем скидку на то, что каждая теория имеет свои погрешности, ведь развитие каждого отдельного человека сугубо индивидуально. Но есть в человеческой природе и общие закономерности, знание которых помогает корректировать свое отношение к человеку, находящемуся в стадии возрастного кризиса. Итак...
Жизнь человека начинается именно с кризиса, кризиса рождения. Первый этап человеческой жизни – это этап формирования доверия у ребенка к жизни. Спокойствие и уравновешенность, равно как страх и тревога, передается ребенку от матери, именно матери, а не отца. Вот почему так важно, чтобы в первые месяцы и годы развития с ребенком постоянно была мать, а не отец и не бабушка с дедушкой. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие ребенка происходит тогда, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода, вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. От того как вы относитесь к ребенку в этом возрасте, зависит то, каким он станет в будущем: доверчивым или подозрительным.
Период до 3-4 лет – этап формирования самостоятельности у младенца. Кризис трехлетнего ребенка называется "я сам". Малыш познает мир, делает попытку самостоятельно пользоваться разными предметами. Это самое лучшее время для того, чтобы научить его одеваться, держать ложку, кормить домашних животных. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе – самоконтроль и сила воли. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой. Если же воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Не ругайте малыша за мокрую постель, запачканные штанишки, разбитую чашку – этим вы закрепляете у него чувство стыда и неуверенности в своих способностях управлять собой и окружением.
Возраст 5–7 лет – развитие инициативности и предприимчивости. В это время происходит взаимодействие маленького человека с социальным миром. Девочки особенно активно играют "в школу", "больницу", а мальчики в "бандитов" и в "войнушки". Это не что иное, как осознание и освоение своей социальной роли. В таком возрасте не нужно перегружать ребенка многочисленными занятиями, как поступают многие современные родители, пытаясь сделать из своего ребенка маленького гения. Не отбирайте у него детство, дайте ему больше времени на игры, гораздо полезнее следить за тем, как он общается со сверстниками.
Именно в этом возрасте у ребенка появляется чувство вины. Если вы в 3–4 года внушаете ребенку, что он в чем-то виноват, а он этого никак не может понять, не нужно его наказывать. Он просто еще не дожил до "нужного этапа". Дети, которым предоставлена инициатива в выборе занятий (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде), вырабатывают предприимчивость. Если взрослые показывают ребенку, что он что-то делает плохо, неправильно, что его вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. То, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Сверхпослушный ребенок должен не радовать, а вызывать подозрение: скорее всего, его воспитывали неправильно, слишком строго наказывали.
К 11–12 годам формируется компетентность. Большинству детей в этом возрасте учеба не доставляет никакого удовольствия, они испытывают отвращение к освоению нового материала. Лучший способ привить ребенку любовь к учебе – преподнести учебный материал в игровой форме, постараться приобрести помимо скучных учебников дополнительные вспомогательные книжки и игры, которые разовьют память и будут способны заинтересовать.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к творчеству. Но если родители видят в "трудовой деятельности" ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Не препятствуйте ему учиться завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, ему оно кажется именно таковым.
С 12 лет до формальной зрелости в человеке формируется сознание, он становится личностью. Подросток созревает физиологически и психически. В добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Связь с окружающими колеблется между положительным полюсом идентификации “Я” и отрицательным – путаницы ролей. Тут важно "не упустить" ребенка. Упущенный подросток выберет негативную идентичность – "вопрекизм", это проявится в форме сопротивления родителям, братьям и сестрам, а далее женам и мужьям.
Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратный процесс происходит у подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Кстати говоря, таким он становится чаще всего из-за невнимательности родителей.
Следующий кризис возникает от конца юности до 33–35 лет. Этот возраст называется кризисом первой зрелости. Для него важна близость – не только физическая, но и моральная, способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Проявление этой стадии может быть и в дружбе, если человек до сих пор не обрел вторую половинку. Те, кто будучи замкнутыми, избегают близости из-за страха утратить свое эго, приходят к полной изоляции от общества и к самопоглощению. Удел таких людей – одиночество.
Кризис середины жизни – от 33 до 42 лет – это возраст новой идентичности, "биологической смерти". В этот период человек осознает расхождение желаемого и действительности. Его воображение становится сильнее реальных возможностей. Перестраивается организм, меняется темп жизни. Позитивно то, что в сознании человека происходит формирование общечеловеческих ценностей, он чувствует себя мудрым и культурным. Среди негативных тенденций наблюдается самопоглощенность, уход в себя, переживание застоя. Человеку кажется, что все лучшее у него уже позади, что собственная жизнь затухает. Многие борются с этими тенденциями, получая второе высшее образование, расширяя сферу деятельности и даже обретая новую семью.
55–65 лет – период стабильности, эмоциональная самоотдача. Возникает желание заботиться об эмоциональном состоянии не столько своем, сколько других людей. Это наибольшее проявление интеллектуальной и духовной близости, открытости, терпимости к чужому мнению. Уравновешенный человек, в здравом уме и с трезвой памятью испытывает удовлетворенность от прожитой жизни, живет воспоминаниями.
Дальнейшая судьба конкретной личности зависит уже от ее жизненной позиции. Можно выбрать позицию мудрости, а значит, принять прошлую жизнь со всеми победами и поражениями, передавать свой опыт другим. А можно занять позицию отчаяния, то есть отрицать пройденный этап жизни, мучить и терзать себя. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. У некоторых мужчин этот кризис проявляется в поговорке: седина в бороду – бес в ребро: в этом возрасте некоторые стремятся поменять семью в стремлении избежать страха "упущенной жизни".
Получается, что мы не вылезаем из кризисов? По Эриксону, да, мы живем от кризиса до кризиса. Вот только кризис возрастной не нужно отождествлять с кризисом экономическим: возрастные кризисы – нормальное, биологическое развитие человека, в них нет отклонений от нормы. Это, повторимся, всего лишь особенности поведения человека на данном этапе его жизни.
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ.
nebolei.ru »2011-8-20 21:14 |