Мне чрезвычайно сложно затрагивать этот вопрос, и я делаю это только потому, что от него все равно не уйти (без ущерба для истины). Я имею ввиду половой вопрос в такой профессии как рекламист и пиаровец.
На Западе львиную долю подобных должностей в компаниях занимают именно женщины. Большая часть глав наших компаний также видит в этом удобный плацдарм для пристраивания своих жен, чтоб дома не сидели, а хоть чем-то занимались. При отсутствии ясного понимания критериев требуемого профессионализма, конечных целей и зависимости первого от второго и второго от первого такой выбор естествен.
Но руководителю любого ранга следует четко уяснить, что, назначая мертвую душу, он фактически создает себе в лучшем случае лишь приводной ремень между собой и общественными рупорами. Большая часть решений все равно останется за ним самим. Если его устраивает такое положение, что ж, флаг в руки и барабан на шею.
Мы же... ведем речь о специалистах, способных реально освоить весь круг задач, о возможности делегирования такому специалисту всех оперативных полномочий, с тем чтобы снять с руководителя головную боль и оставить ему лишь выработку сугубо стратегических решений.
Читать умные книжки можно всем, независимо от пола. А вот практически работать в области PR женщинам, к сожалению, противопоказано. И могу объяснить, почему.
Женщины намного расчетливее мужчин. А это значит, что ни одно из основополагающих профессиональных качеств пиаровца они никогда не воспримут как аксиому - лишь как теорему, которая требует доказательств каждый раз. К примеру, если нормальный мужчина, раз не сдержавший обещания, жестоко за это поплатится, то в следующий раз он волей-неволей сдержит его, причем даже и в том случае, когда ему ничто грозить не будет.
С женщиной же сложнее. Она будет прикидывать шансы каждый раз, и независимо от предыдущего результата. А это значит, что в ее благонадежности нельзя быть уверенным на все сто ни одному из ее бизнес-партнеров. Как комар лишен инстинкта самосохранения, так и женщина пробует наудачу каждый раз, можно ли проехать в автобусе без билета - вдруг на этот раз повезет?
Помимо этого, на нее постоянно сваливается масса дополнительных проблем, которые большинству мужчин незнакомы - начиная от детей и мужа-алкоголика и кончая внешней привлекательностью.
В-третьих, из-за иного восприятия мира она никогда не отделяет работу от личных проблем, живет "комплексно" и вынуждена думать о массе бесполезных для работы вещей типа "а хорошо ли я сегодня накрасилась?", "а что он обо мне думает?", "а есть ли у меня с ним перспектива?" Даже если дама берет себя в руки, вытравить из себя все это ей не удастся. Общеизвестно, что женщина гораздо легче расстается с мечтами о карьере, с легкостью способна променять ее на надежный тыл в виде преуспевающего супруга. Когда именно это случится, не сможет заранее сказать никто, даже она сама.
Никогда не задавали себе вопрос, почему лучшие представители любой творческой профессии - повара, шахматисты, парикмахеры и т.д. - всегда мужчины? Мужчиной идея может овладеть настолько, что он забудет о себе или, по крайней мере, отодвинет себя на второй план, - согласны?
Женщина же всегда живет и работает по принципу английской королевы «нет постоянных друзей и врагов, есть постоянные интересы». Ее собственные интересы. К сожалению, все попытки многих умнейших представительниц слабого пола искоренить в себе эти качества пока ни к чему не привели. Да и не надо им этого делать - мы любим их именно за эти женские черты.
Кроме того, женщина обладает мощнейшим оружием - соблазнительной внешностью. Даже если она страшна как тридцать три подвала, окружающие подсознательно все-таки относятся к ней как к потенциальному объекту вожделения. Или жалеют, развивая у такой женщины ненужные комплексы. Следствие такого отношения - снисходительность ото всех и во всем. Казалось бы, как хорошо: тебе простят многие проколы, на которых любой мужчина давно бы сдох!
Ага, вот именно. И любой руководитель (даже если он сам - женщина!) это понимает. Он понимает, что при равном образовании, опыте работы и т.д. тебя били меньше, а мужчину - раз уж он достиг чего-то - больше. Вывод: он более ценен для работы. Ему можно доверять.
В избранной нами области рекламы и public relations, где практически все построено буквально на честном слове, эти требования многократно возрастают.
А как же живут и работают X, Y и Z? Все эти дамы прекрасно себя чувствуют в рекламе и PR.
К сожалению, в упомянутой нами выше рулетке им иногда действительно везет - гибнет обманутый партнер, второй верит лжи и дерется с третьим, четвертый в ущерб себе постоянно доверяет ей новую работу, потому что тайно влюблен по уши, с пятым отношения простые - дала-взяла. И т.д. Можно рассматривать это как проявления некоего особого дара дальновидности и изображать женщин как тонких психологов. Я же по зрелому опыту склонен утверждать, что такое поведение - инстинкт, как наличие "разумности" в действиях муравья или пчелы, и не более того.
До поры до времени все это им сходит с рук, особенно если такая PR-woman пользуется покровительством сильного мужчины. Однако иметь с ней дело все равно наклад-нее, чем с мужчиной такого же уровня подготовки. Да, мужчины тоже подставляют, бывает, что очень больно. Но реже. С женщиной же ты можешь быть уверенным наверняка - еще бы знать, когда именно это произойдет...
Поэтому я могу взять на себя смелость утверждать, что любой разумный заказчик по зрелому размышлению с радостью променял бы любую PR-woman на мужчину, обладающего соответствующей подготовкой или даже в чем-то ей уступающего (если руководитель заботится только о деле, а не о возможном удовлетворении своего полового влечения - что тоже инстинкт, кстати). Потому что у женщины, из-за большого количества постоянных и разноплановых проблем (см. выше), в среднем меньше развита способность воспринимать новое и адаптироваться к нему. В идеале она хотела бы, чтобы все оставалось на своих местах и ничего не менялось. А так не бывает.
Поставим вопрос иначе: есть ли вещи, которые женщинам удаются лучше мужчин? Да, такие вещи есть. Прежде всего это бОльшая коммуникабельность. Женщине гораздо легче входить в круг, зарабатывать новые контакты и связи, поддерживать их в рабочем состоянии.
Объясняется это теми же причинами. Если мужчина видит в любом другом прежде всего соперника, то в женщине - прежде всего объект. Женщины могут этим умело пользоваться, и некоторые в таком ремесле весьма преуспели. Для самой-то женщины все то, что в этой главке перечислено, может, и не очень вредно - оно "убивает" окружающих. Так что не ходите, девки, в рекламу и PR - это по меньшей мере немилосердно. Да и зачем оно вам?
Наиболее высоко взобравшиеся женщины все это подспудно осознают - и тем с большим остервенением идут наперекор сложившемуся порядку вещей. И если у почти любого добившегося чего-то мужчины присутствует некий неписаный кодекс моральных правил ведения бизнеса (или шлейф сомнительной репутации), женщина отвергает этот кодекс и идет напролом. Ей не так важна репутация -сомнительность как бы подразумевается, она даже придает некую пикантность общению с ней. Кроме того, в мужском кругу не принято жаловаться на женщин и вообще обсуждать не их внешность, а их деловое поведение, такое обсуждение принижает авторитет жалующегося. Так что устойчивый шлейф репутации женщины образуется лишь в действительно вопиющих случаях.
Самое грустное, что, даже став во главе (на горе трупов), такая женщина почти всегда приводит завоеванный ею участок в упадок, так как она по определению не способна мыслить масштабно, выдавать большие авансы партнерам, отвечать за свои слова и поступки. У нее скорее всего не будет крупных провалов, все будет разумно построено. Но не будет полета мысли. А без этого, согласитесь, любой бизнес рано или поздно сдохнет.
Да, среди мужиков попадаются всякие. Беда в том, что женщины гораздо более одинаковы, без отклонений. По статистике, на одну сумасшедшую (в буквальном смысле) приходится двое-трое аналогичных мужчин. Но попробуйте найти хоть одну женщину, ставшую в полной мере гением в масштабах человечества! Им это не нужно. Но именно это очень нужно вашему бизнесу.
Любопытно, что в завуалированном виде все вышеизложенное присутствует в произведениях классиков минувших эпох. Чтоб далеко не ходить, вспомним пушкинскую "Сказку о рыбаке и рыбке" (= о мужчине и удаче). Помните момент, когда старуха пытается сесть на голову тому субъекту, который ее до сих пор "двигал" по "служебной лестнице" - рыбке? Главный в сказке - не старик, он-то курьером подрядился работать, причем только за любовь к своей, блин, старухе. Как бы таким курьером не стать и вам невзначай...
Кому этого мало, посоветую обратиться к известной love story Антония и Клеопатры. Антоний, который первоначально был засланцем Рима с целью склонить Египет к признанию верховенства власти первого, предает родину ради интриганки и становится орудием в ее натруженных на этом поприще руках и остальных частях тела (Цезарь, как мы помним, тоже в свое время не устоял). Финал - тысячи погибших воинов, взявших-таки силой эту страну, когда ее можно было взять хитростью одного бестолкового Антония. Как это знакомо! А ведь с тех пор прошло 20 веков.
Вывод ясен: обязательно настанет день, когда такая Мата Хари (кстати, вспомните и ее, и беднягу Канариса) схавает и вас, уважаемый руководитель. И осуждать ее глупо - она инопланетянка. Она дышит не кислородом, а аммиаком.
...Обо всем этом мы не прочтем нигде больше. Из-за ложно понимаемой деликатности мужчины просто боятся, что их сочтут ретроградами и дискриминаторами. А также - см. выше - мужчины, видимо, боятся потерять свой авторитет ("Что жалуешься? С бабой справиться не смог?"). Но я исхожу только из одной предпосылки: опираясь на свой опыт и пересчитывая многочисленные набитые мной шишки, информировать благосклонного читателя обо всем, что кажется мне объективным. Ну, побейте меня камнями за это, если вам легче станет!
Патриархат, как выясняется, не такая уж плохая штука. Что на это скажут Маша Арбатова или Юлия Меньшова? Страшно подумать.
Позиция автора не совпадает с позицией редакции, однако нам представляется интересным ознакомить вас со следующим мужским взглядом на деловые качества женщины, а также с его аргументами.
Источник:
Из книги Ник. Арнольда "Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations" - М.: Топ-Медиа, 1997
nebolei.ru »2011-4-8 13:02 |